№37 (2032), 11.04.2013

Общество

Душеприказчики русского леса

Мы продолжаем освещение истории о выселении лесничего, пенсионера Александра Ермакова из лесной деревни Пенякша, первая часть которой была опубликована в № 31 «Новой» в Нижнем» от 22.03.2013 года.

Вырубка на берегу Ардино

Счастливый обладатель трофея Вячеслав Рудаков

«Удачная ВИП-охота» в исполнеии Сергея Кириенко, Владимира Лебедева, Сергея Ковезина, Вячеслава Рудакова, Владислава Бозина и других «великовских»

Дом Ермаковых в Пенякше

Александр Ермаков и Швондер (в мешке)

От Волги до ветлянда

Озеро Ардино — центр Камско-Бакалдинской группы болот, образующих вместе с 27-ю живописными озерами единый природный комплекс, один на весь Приволжский федеральный округ имеющий статус рамсарского угодья (международная Конвенция об охране водно-болотных угодий была принята в 1971 г. в иранском городе Рамсар; в настоящее время она ратифицирована более чем 160 странами). Это крупнейший болотно-торфяной массив в Европе южнее северной тайги, площадь которого составляет более 200 000 га. Многие из здешних болот имеют статус памятников природы.

Угодье (ветлянд) служит местообитанием русской выхухоли, занесенной в Красные книги Международного Союза Охраны Природы (МСОП) и России (реакклиматизирована в Керженском заповеднике), а также восемь видов млекопитающих, занесенных в Красную книгу Нижегородской области: ночницы водяной и Брандта, двухцветного кожана, лесного нетопыря, обыкновенного ушана, рыжей вечерницы, лесной сони, выдры. В целом здесь обитает более пятидесяти видов живых организмов, занесенных в Красные книги России, МСОП и Нижегородской области.

Камско-Бакалдинские болота — ключевая орнитологическая территория всемирного значения: «Только здесь у нас еще гнездится чернозобая гагара, здесь сохраняются самые важные в регионе гнездовые группировки беркута, скопы, серого журавля, большого кроншнепа, серого сорокопута и других пернатых редкостей» («Великие болота левобережья Волги», газета «Берегиня», № 221). На дне некоторых озер сохранились полушники — реликты ледниковой эпохи, опять же, занесенные в Красную книгу. Эти растения не переносят загрязнения воды.

«Камо-Бакалды — естественный водный и воздушный фильтр, регулятор подземно наземного гидрологического режима окружающей территории», — пишет «Берегиня». Края глухие, со времен Ледника не тронутые и чистейшие, богатые грибами-ягодами, редкими растениями и животными. Тут еще недавно было ошеломляюще красиво. Сегодня значительная часть заповедника покрыта горельником, оставшимся от пожаров лета 2010 года. Новым «царям природы» больше не понадобилась лесная охрана, довольно эффективно проводившаяся оставшимися в наследство от времен победившего социализма лесхозами, лесное хозяйство было реорганизовано.

Итоги этой реорганизации становятся ясными, если послушать местных жителей и специалистов. Они заявляют, что едва ли не больше, чем от пожаров, сгорело из-за встречных отжигов, сделанных несвоевременно и непрофессионально. Затем, в ходе разработки гарей, десятки выскочивших грибами после дождя непонятных конторок вырубали едва тронутый, живой и вовсе здоровый лес рядом со сгоревшим прямо на охраняемых территориях, и куда-то спешно его сбывали. Уже весной 2011 года, когда все «лишнее» было вырублено, Владимир Лебедев «отругал» лесников: мол, не надо больше живые деревья рубить. Тогда он ходил еще в заместителях губернатора. Ущерб от лесных пожаров в области за 2010 год превысил ущерб предыдущего года более чем в три раза.

Ясно теперь, насколько лакомый кусок получило ООО «Охотничье хозяйство Великовское», угодья которого составляют едва ли не половину территории Камско-Бакалдинских болот, от берега Волги до Керженского заповедника.

Усвоение

Сегодня планы по созданию здесь биосферного заповедника, введения особого контроля государства на этих территориях как-то забылись. Зато идет активная деятельность по «освоению природных ресурсов». Вот как описывает свои впечатления от посещения озера Ардино в 2011 году председатель Союза охраны птиц России Сергей Бакка: «Здесь еще недавно было очень красиво. Но сейчас… выходишь на берег, и плакать хочется. Пейзаж настолько изгажен, испорчен… И дело не только в пожаре, оставившем гари. Кучи песка, уничтоженная болотная растительность — свидетельство того, что на Ардино поработали земснаряды, делая зимовальные ямы для рыб. После земснарядов озеро представляет жуткую картину. Такое вот «улучшение» — зарыбление. И гагарам в этом году не удалось вывести птенцов — в гнезде были яйца, но птенцов не получилось. Преобразование природы…» («Берегиня»). Возникает вопрос, кто дал каким-то временщикам право распоряжаться уникальным природным объектом как бассейном на своей даче?

Не удивительно будет, если окажется что Ардино, так же как и волжское побережье под селом Великовское, уже находится в частных руках. Что некто Лебедев «провел решение», «оформил на других людей», как это он, по собственному признанию, проделал с лесным участком на берегу Волги под Великовским. Равным образом ничего удивительного не будет и в том, что все работы на озере проходили незаконно. Ответ может дать природоохранная прокуратура, но она, как водится, молчит.

Однако какие бы несправедливые законы ни принимались много лет назад, какие бы лазейки они ни оставляли для новых хозяев жизни, мне сложно представить, чтобы у кого-то могла подняться рука на такие леса и болота. Как можно взять и объявить, что это озеро, что этот лес, что заповедная природа вокруг — твоя собственность? Однако каждый жест «великовских» говорит именно о такой постановке вопроса.

Формально вы имеете полное право находиться в этом лесу, собирать грибы и ягоды, охотиться, рыбачить, но в реальности озеро огорожено забором, а на его берегу стоят частные постройки. В реальности рыбаков и туристов, которые приезжают сюда отдохнуть, прогоняют всякие злые кузьмичи, а угрюмые михалычи не стеснены никакими рамками приличий, совести и законов. Простых охотников, которые не заплатили по таксе хозяевам леса, ждет масса проверок и обвинения в браконьерстве, в то время как «своим» можно все. В реальности двух стариков, мешающих барскому отдыху, ошалевшая от безнаказанности свора на снегоходах выбрасывает на улицу зимой из собственного дома. Пришло их безобразное время.

Откуда вылезли на нашу голову все эти заносчивые баре, подхалимы, феодалы, сатрапы?

«Великовские»

…Наша колонна внедорожников доехала до места не вся, несколько машин пришлось оставить по дороге. Идея навестить Александра Ермакова и проехаться вместе с журналистами по местам «боевой славы» пришла в голову участникам нижегородского автофорума. Сказано-сделано, «джипперы» легки на подъем.

Наш приезд на Ардино застал отвыкшую от людей обслугу «великовских» врасплох. Живущий, по его словам, тут уже четыре года егерь озадачен, угрюмо советует убраться подобру поздорову. Нас много — с огороженной территории не выгонишь. Ходим, фотографируем дорогие снегоходы, постройки, хозяйство. Тут из охотничьего домика на удачу журналистов вываливается некое лицо, которое отказывается представляться и на все вопросы твердит как попугай: «Без комментариев!»

Лицом этим оказался никто иной, как директор «Нижегород­пассажир­автотранса» и заместитель главы Ниже­городского района Нижнего Новгоро­да, начальник управления экономического развития, инвестиций и предпринимательства Вячеслав Рудаков. Есть он и на фото в разделе «Охота» сайта «Великовского». «Счастливый обладатель трофея» неподдельно счастлив, лицо по охотничьему обычаю вымазано кровью первого убитого зверя. Вот «слава с добытым волком» на зимней охоте, на многих фото он в компании других «великовских». Видимо, один из частых гостей угодий, заядлый охотник.

На других фото удалось опознать Сергея Кириенко, Владимира Лебедева — последний встречается чаще всех. Часто встречается лицо Сергея Ковезина — заместителя губернатора по ЖКХ, сменившего на этом посту Владимира Лебедева, бывшего члена правления ОАО «Территориальная генерирующая компания № 6» и ТГК-5, в прошлом работавшего на «Красном Сормове», ГМЗ, «Капролактаме», «Корунде», «Чувашэнерго», «Нижнов­энерго», «Киров­энерго», крепкого хозяйственника и энергетика. В нескольких компаниях Ковезин работал вместе с Лебедевым. В общем, свой.

Также на фото зампредседателя общественной организации «Общество охотников и рыболовов «Великовское» Владислав Бозин, который обвинял в прессе Ермакова в том, что он занимается коммерческим беспределом: «Если его спонсируют браконьеры, то понятное дело, он попросту вне закона!» Наверняка можно опознать и других «великовских», ребята ничего не стесняются.

Огромный деревянный дом, который строится на берегу Ардино, вызывает больше всего вопросов. По словам рабочего, с которым удалось неформально пообщаться, только дерева тут на 1200 000 руб. Древесину привозят откуда-то из Семеновского района. Здание на мощном фундаменте расположено на самом берегу озера, здесь будет чье-то элитное жилье. Возможно, гостиница для вип-охотников или просто дача Кириенко или Лебедева. Планы у «великовских», судя по масштабам стройки, грандиозные.

По соседству с огороженной территорией идет вырубка горельника. Мужики-рабочие, два Александра из села Великовское, говорят, что их выгнали на работу в выходные. Была суббота. Якобы здесь более-менее нормальная древесина, однако любой строитель знает, что горельник — плохой материал, дерево начинает темнеть и гнить уже через год-два. Опять же не ясно, почему вырубка проводится именно здесь, а не где-то ближе к селу, ведь площадь горельника огромна. Предполагаю, что «освобожденную» от леса территорию также планируется присоединить к вотчине Кириенко-Лебедева. В следующем году, возможно, мы увидим здесь уже целую базу охотничьих домиков для вип-гостей.

Естественно, ООО «Великовское» по бухгалтерской отчетности не имеет никаких доходов, а несет только расходы, что также является поводом для прокурорской проверки, и необходимые документы есть в распоряжении редакции.

К изгнанному духу

До Пенякши удалось доехать только одной машине, остальные сели на брюхо в снегах. Добраться сюда не каждому внедорожнику по силам. Посмотрели дом: разрушения серьезные, но пока стоит. И вот хороший знак: к людям вышел потерявшийся при выселении две недели назад кот Ермаковых Швондер. Дед сияет: «Хозяйка сейчас увидит — заплачет от радости».

Пока эта история родила куда больше вопросов, чем ответов, белых пятен до сих пор много. И ясно, что рассчитывать на суды и проверки прокуратуры при наивно. Обществу придется искать правду своими силами. Уверен, что неравнодушных к судьбе русского леса, готовых действовать, найдется немало. Присоединяйтесь.

Юрий Староверов