13-04-11

Культурный слой

Кислород лесничего

У проекта (O)2 сложная по географии история. Автор песен и вокалист Владимир «Лесничий» Попков, что родом из Кулебак, оказавшись в сибирском Омске, организовал там рок-бэнд с таким названием. Входили в него, кроме Попкова, Макс Саньков (ударные) и Влад Касьянов (бас). Было это в 2005 году. Через пару лет лидер (O)2 в родной город вернулся, но специально на неделю слетал в Омск, чтобы «вживую и с первого дубля» записать там альбом «Нарушая тишину», и, кстати, других записей у Владимира с тех пор так и не случилось.

В Кулебаках у него собрался новый состав — с басисткой Жанной Ощепковой и барабанщиком Романом Захаровым. По словам Попкова, он распался из-за внутренних идеологически-мировоззренческих разногласий. Спорили о том, становиться ли на коммерческие рельсы или нет. Затем группа Попкова существовала в непостоянном акустическом составе, пока наконец у лидера не «ушла искра», он не перестал чувствовать музыку и не забросил ее. Но в прошлом году, уже переехав в Нижний, Попков вновь взялся за старое, и бэнд (O)2 ожил в новом составе — Виталий Лапин (ударные) и Ярослав Москаленко (бас). И вот уже группа репетирует, сыгрывается, дает концерты.

Если говорить об альбоме «Нарушая тишину», то он звучит так, как звучала добрая половина групп на «Нашем радио» 7–8 лет назад, то есть романс с фолковым саундом, помноженный на условный «Пилот».

— Владимир, ты одновременно сибирский автор и кулебакский. Когда мы говорим о сибирском роке, то в первую очередь вспоминаем панк и Егора Летова. А нижегородского рока — его как бы и нет на карте русского рок-н-ролла. На чем же настоено твое творчество?

— С рок-музыкой я познакомился достаточно поздно, годам к семнадцати. Началось все с Queen и «Кино». Потом — Deep Purple, Doors, Led Zeppelin, Blackmore’s Night, Accept, Scorpions, Bon Jovi. Если в западных привлекала музыкальная составляющая, то наши группы брали за живое в основном нервом, который вызывало сочетание музыки и стихов. В разное время слушал стандартный русскороковый набор: «Алиса», «ДДТ», «Аквариум», «Наутилус», «Ноль», «ГО», «Пикник». Затрудняюсь сказать, из чего конкретно сплетается творчество. Вся музыка, которую слушал, подсознательно оказывает влияние, да и не только музыка — и литература, и жизненные события. Все, с чем сталкиваешься, переживается, переплетается. Появляется внутри какое-то неспокойство, сингулярность, чувство бесконечной радости или грусти, невозможность оставлять такое ощущение в себе, это и оформляется в строчку, стих, мелодию, песню. Для меня (O)2 — это чувства, выраженные в музыкально-инструментальном роковом составе.

— У каждого автора есть нечто, что придумал только он и никто другой. Как тебе кажется, каковы черты твоей художественности?

— Хотелось прежде всего научиться прислушиваться к себе, играть и петь то, что близко нам самим, быть честными. Петь — как дышишь, а жизненно важная составляющая воздуха как раз кислород. Отсюда и название. Его предложил наш бессменный омский барабанщик Максим, аргументируя так: «Кратко и со смыслом!» Так что основная черта творчества — это, пожалуй, искренность, эмоции, особенно в живом исполнении.

 

Пой негромко, пой нетихо,

Пусть не в ноты… Да без обмана!

Различать стихи и рифмы

Научился слишком рано.

Что-то есть внутри такое,

Что не даст уснуть навеки

Даже в нашем беспробудном

Пустосытопьяном веке.

 

— Ты говорил, что однажды из тебя и из группы «ушла искра», но с чем это было связано?

— Если бы я сам себе мог ответить на этот вопрос… Перестал получать кайф от игры, от исполнения, новая музыка почти не появлялась. Состояние это оказалось затяжным, но хорошо хоть конечным.

— Когда ты перечислял любимые западные группы, большинство их были хард-роковыми, тяжелыми. А у самого музыка фолковая, прозрачная? C чего бы?

— У меня не было стремления копировать стили или кому-то подражать. И кроме рока всегда слушал и другую музыку — от Scooter’а до «Бременских музыкантов» и умиротворяющих инструменталов. Просто именно рок дал мне почувствовать ту сторону музыки, которая рождает в груди ощущение свободы духа, бесконечного сумасшествия в хорошем смысле, когда хочется расшириться до размеров вселенной. Потом стал пытаться ловить свои такие состояния и воплощать их в словах и музыке. Иногда вроде получается.

— Куда, по-твоему, сегодня движется русский рок?

— Русский рок — достаточно размытое понятие. Он всегда отличался именно словом, стихом, поэтичностью, чувством. И по сей день все это сохраняется. Отличные авторы среди молодых команд и сейчас есть. Просто время накладывает отпечаток. Сегодня и групп стало невероятно много, плюс информация с помощью интернета распространяется моментально. Групп-то множество, но действительно цепляющих, берущих за душу — единицы, впрочем, так всегда было. Может быть, из-за этого возникает порой ощущение, что рок (и русский в том числе) — мертв. В такой массе коллективов непросто найти что-то резонирующее с собой. А ведь цель музыки возвысить человека, заставить его почувствовать, что он живой, настоящий. И русский рок в этой ипостаси существует и сегодня, и, несмотря на то, что он вроде как не в моде, находит слушателя и справляется с этой задачей.

Вадим Демидов