13-04-11

Культурный слой

Музыка двух «аутистов»

«Рыбий день» — «Всего доброго», 2013

Коллаборация поэта и вокалистки «Иллинойза» Александры Филипповой и Эльдара Мусина, автора клипа «иллинойзовской» песни «В группе играют пальцы», привела к созданию альбома «Всего доброго». На нем мы слышим коктейль из музыки, которую было принято слушать интеллигентным молодым людям в последнее десятилетие. Тут и IDM, и пост-рок, и электронный минимализм, и та эфемерная психоделическая субстанция, которую обычно называют саундтреком неснятого кино.

Альбом записывался в домашних условиях на кассетный магнитофон (как вокал, так и инструменты, причем авторы специально подчеркивают, что использовалось акустическое пианино «Тверца»). Затем весь материал перекидывался на цифровой диктофон, и на следующем этапе все обрабатывалось и редактировалось. Филиппова сейчас проживает в Москве, поэтому «температуру» в песнях искали в основном в переписке по e-mail. Я бы сказал, что альбом звучит несколько самодельно, лоу-файно, местами вокал совершенно нечитаемый, но Александра настаивает, что имел место сознательный выбор особого звучания.

— Для меня нет никакого лоу-фая, а есть хорошая музыка и плохая. На этом альбоме совершенно завораживающие мелодии, и я действительно считаю его неким прорывом. Лучшее, что я слышала за последний год.

Вообще, если авторам нравится то, что они сделали — следует к ним прислушаться, я так считаю. «Всего доброго» — альбом концептуальный. Шесть треков, тут и как бы песни, и как бы пьесы, рассказывают вполне внятную историю про побег. Метель в композиции «Снег» является завязкой сюжета. В следующей вещи «Апрель» падающие фортепианные нотки, видимо, символизируют капель, снег тает, но не факт, что весна приносит облегчение героям. «На улице пахнет весной, я уезжаю из города, но в городе есть еще много-много людей…», — сообщает Филиппова под тревожные россыпи аккордов фоно. И уже слышен звук мотора. Завершается альбом мажорной пьесой о вновь найденном рае.

Я делюсь своим пониманием с авторами альбома. И Эльдар его вполне разделяет:

— Хотелось создать впечатление движения от зимы к лету, от подавленности к радости. Изначально планировалось ограничиться отрезком зима-весна, но в последний момент добавились композиции «Кружится» и «Сегодня ночью», так что побег продлился до лета.

Композиции сочинялись отдельно, просто со временем их характер менялся — от мрачного шумово-ассоциативного до эмоционально-мелодичного. И в итоге оказалось, что все пьесы можно объединить одной темой.

Несмотря на то, что Мусин ранее не был замечен ни в одном музыкальном проекте, его эксперименты с синтезатором начались еще 2009-м году — сэмплировал, записывал, сводил. Был интерес к разным стилям — хип-хоп, нойз и нечто «совсем абстрактное и не похожее на музыку». И когда я спрашиваю его о музыкальных влияниях, в перечисление попадают Coil, Aphex Twin, Autechre, Pan Sonic, Swod, Library Tapes, «Старуха Мха».

— Мне самой для альбома нужно было лишь придумывать слова и петь, — делится Филиппова, — что-то получилось совершенно на ходу, например, «Сегодня ночью» придумалась случайно. А тема «Снег идет» — это своеобразная переработка неизданной «иллинойзной» песни «Снег идет, ты идешь». У нас с Эльдаром как-то так совпало, что обоим захотелось сделать нечто вместе. Ему не по себе играть в группе, и мне нужно было отдохнуть от коллективного. Правда, я параллельно писала оперу для виолончели и саксофона и сводила свою пластинку с римейками. Так два «аутиста» нашли друг друга и записали себя, зафиксировали на пленку. Причем записали музыку, которая нам нужна и которой нам не хватало.

Разумеется, поклонники «Иллинойза» с интересом встретят релиз сайд-проекта вокалистки. Есть в нем подкупающее обаяние. Авторы нашли свой звук и свою ноту.

Вадим Демидов