13-04-12

Среда обитания

Об уничтожении памятников в Нижнем. Междусловие

Надо обладать духовной слепотой особого рода, чтобы посчитать такую красоту никчемной и сравнять ее с землей. Две недели назад это произошло. От изящного особняка конца XIX — начала XX века остался всего один фасад, потрескавшийся в ходе сноса. Здание помешало застройке исторического квартала, который инвестор решил уничтожить и усеять элитным жильем.

Дом № 126 по ул. Ильинской во время сноса

Стало быть, нашелся в Нижнем Новгороде архитектор, который, не моргнув глазом, узрел элитный кирпич на месте царственного здания. Нашелся и историк, который при корректировке историко-культурного плана отказал в ценности всем домам застраиваемой территории.

Проект застройки был одобрен на градостроительном совете, а потом и в Городской думе, получил особую поддержку со стороны Олега Сорокина.

Не стесняйтесь, господин Кондрашов, выходите на середину сцены, вас мы тоже назовем. Вы, конечно, на оперативном совещании в понедельник не упомянули о 126-м доме, как будто и нет никакой проблемы. И это объяснимо: вы, Олег Александрович, в другом городе живете, где защитники культурного наследия не бросаются под экскаватор и не перекрывают проезжие части. А произошли все эти события в избитом стройками Нижнем Новгороде, жители которого по недоразумению все еще обращаются к вам со своими просьбушками.

Произошло из-за того, что 22 марта городские власти выдали застройщику разрешение на снос особняка, который на тот момент стал вновь выявленным объектом культурного наследия. Таким статусом дом автоматически наделяется с того момента, как акт государственной экспертизы, признавшей его ценность, поступает в Управление государственной охраны объектов культурного наследия (УГООКН). И это не фантазия юродивых активистов, это 18-я статья Федерального закона № 73.

Подписывая разрешение на слом, чиновники могли и не знать, что особняк теперь надо беречь, а не сносить. Но, во-первых, незнание не освобождает от ответственности. А во-вторых, если отвлечься от буквы закона… Что же это, простите, за андроиды управляют нижегородцами? Сегодня они санкционировали уничтожение отнюдь не ветхого архитектурного шедевра, а завтра? Страшно и представить, на что такие управленцы способны.

Вернемся к нашим дражайшим избранникам. Цепь событий началась 20 марта. В тот день состоялось заседание гордумы, перед которым ковалихинцы и противники аквапарка на Автозаводе устроили в кремле пикеты. Рядом с ними раздавали свои обращения к депутатам и защитники того самого квартала. Это был призыв не голосовать за смену зоны под детским садиком. Дело в том, что садик, существующий в квартале, как раз и мешал застроить территорию: просто так его не снесешь. Смена зонирования развязывала инвестору руки, и он мог начать деятельность по уничтожению старинных домов.

На сегодняшний день в квартале остаются как минимум два здания, представляющие ценность: дом № 126 по Ильинке и дом № 46 по Новой, которым владеет его защитница Лидия Давыдова-Печеркина. Несколько раз здание Лидии Александровны пытались сделать памятником, эксперты писали заключения, но УГООКН неизменно их отклоняло.

Что же касается всего квартала, то историко-культурный опорный план подразумевал сохранение многих домов. Однако в 2002 году управление госохраны заказало корректировку плана, и особняки перестали быть ценными. В таком виде план был утвержден, несмотря на отрицательную рецензию государственного эксперта Александра Давыдова.

Итак, утром 20 марта Лидия Давыдова-Печеркина раздала свои обращения депутатам, в том числе — Олегу Сорокину, который заверил женщину, что без ее согласия 46-й дом сносить не будут. После этого Олег Валентинович отправился на заседание гордумы, а Лидия Александровна — в отделение полиции № 5. Ее задержали на шесть часов. Чего такого противоправного совершила 76-летняя пенсионерка? К главе города обратиться посмела, нарушив правила подачи челобитных?

На сайте ГУ МВД сообщается, что женщина была отпущена «после профилактической беседы». Еще одного защитника исторического квартала — Петра Марычева — отпустили только вечером 21 марта. На него составили протокол о неповиновении сотруднику полиции, но у судьи были такие претензии к этому протоколу, что он отказался проводить заседание.

На сайте ГУ МВД говорится также, что задержанные устроили пикет и препятствовали проходу людей к зданию администрации. Лидия Давыдова-Печеркина и Петр Марычев это категорически отрицают. Они говорят, что не принимают участия в пикетах, а фраза о воспрепятствовании проходу народных избранников просто смешна.

Перенесемся между тем в зал заседаний городской администрации. Перед тем, как включить режим голосования по данной проблеме, Олег Сорокин не преминул еще раз похвалить проект: и жилья в городе станет больше, и парковок там много подземных. Не смущает Олега Валентиновича, что это элитное жилье притянет в центр города массу машин, что усугубит транспортный коллапс, а запроектированные кирпичи никак не впишутся в среду?

Никто из депутатов не высказался за защиту квартала: ни Бочкарев, ни Котюсов, ни Белкин — не говоря уже о всех остальных. Почему вы молчали, господа депутаты? Вас не волнует культурное наследие? Или вас больше волнует собственное положение, если вы пикнете поперек батьки? Кого же мы выбрали на свою голову.

Отметим, справедливости ради, что депутат Ольга Балакина засомневалась в том, что застройщик возведет новый детский сад: нормативные акты не обязывают его это сделать. Большинством голосов депутаты сделали то, чего их просили не делать задержанные на улице жители: утвердили смену зоны, подспудно санкционировав уничтожение квартала.

На следующий день, 21 марта, дом 126 на Ильинке стал вновь выявленным объектом культурного наследия, поскольку соответствующий акт экспертизы поступил в УГООКН. С этих пор управление охраны памятников должно по закону принять меры по обеспечению сохранности данного объекта. По факту же управление ограничилось письмом к застройщику — и дошло оно до него, судя по всему, только 25 марта, когда особняк был наполовину уничтожен.

Какие роковые совпадения: после того, как защитница квартала обратилась к главе города, ее задержала полиция, а после того, как акт экспертизы оказался в УГООКН, начался снос дома.

Выходные были насыщены событиями: активисты организовали у особняка круглосуточное дежурство и бросились под экскаватор. Гендиректору фирмы «РегионИнвест52» Илье Балмусову вручили акт экспертизы и разъяснили, что дом теперь — вновь выявленный объект культурного наследия. Работы продолжились.

Когда особняк был разрушен наполовину, его защитники встали вплотную к оставшемуся фасаду: если бы работы продолжились, стена рухнула на них. Подъехали на автобусе неизвестные, стали оттаскивать активистов от особняка. Те вызвали полицию, которая подъехать не поспешила. В отчаянии защитники дома перекрыли улицу Ильинскую. Только тогда на место событий подъехали сначала сотрудники ГИБДД, а потом уже полицейские, которые предписали застройщику приостановить работы.

В понедельник, 25 марта, снос был прекращен, а чиновники никак не могли сообразить, как им вылезти чистыми из этой ситуации.

26 марта на сайтах некоторых информагентств появилась новость с заголовком: «Дом 126 на улице Ильинской не является объектом культурного наследия». Это слова руководителя УГООКН Владимира Хохлова, который заявил, что экспертиза выполнена «очень некачественно», исследовательская часть в ней не соответствует выводам, а дом не связан с историческими личностями и был реконструирован. Непонятно, как у Владимира Юлиановича, который, кстати, не является специалистом в области истории и архитектуры, повернулся язык заявлять такие вещи, когда официального заключения УГООКН еще нет, а акт экспертизы — вот он, налицо. Акт, составленный аттестованным государственным экспертом, уважаемым в России архитектором и реставратором Ириной Агафоновой.

Несоответствие исследования выводам вызывает вопросы. У нас, господа чиновники, эта работа есть, и мы ответственно заявляем, что сделана она не поверхностно.

27 марта прокуратура Нижегородской области провела проверку по слому дома и предостерегла застройщика о недопустимости дальнейших работ. В тот же день была устроена пресс-конференция, которую обложили пикетом активисты, требующие объективного освещения событий. Гендиректор фирмы «РегионИнвест52» Илья Балмусов и руководитель УГООКН Владимир Хохлов на эту пресс-конференцию не явились.

Ответственные за этот прецедент лица не должны уйти от справедливого наказания, а непосредственный виновник сноса объекта культурного наследия должен его восстановить. Хватит, господа чиновники и инвесторы. Пора завязывать с беспределом в историческом центре древнего города. Все ведь в курсе, что окружающая среда оказывает огромное влияние на мировоззрение человека. Что произойдет с людьми (особенно с молодыми), когда они окажутся среди безликих кирпичей и будут лишены старинных архитектурных шедевров, пока что связывающих нас с предыдущими поколениями?

Георгий Степанычев