13-04-11

Экономика

Торговцы в метро не нужны,

По крайней мере те, что работают там сейчас

Информация о закрытии торговых мест на территории нижегородского метрополитена уже появлялась в местных СМИ, но во многом не была подкреплена реальными действиями. Однако в этот раз дело дошло до расторжения договора.

Всего этого не будет

История обросла многочисленными слухами, непроверенными фактами и, подчас, совершенно нелепыми объяснениями причин происходящего. Именно поэтому даже официальное постановление «Нижегородского метрополитена» о ликвидации местных ларьков не ставит финальную точку в этом запутанном расследовании.

Как же на самом деле обстоят дела с торговлей в нижегородском метро?

Местные ларьки и киоски из ДСП уже давно стали неотъемлемым атрибутом подземки. Кажется, они появились еще до самого метро, со своими горячими пирожками и разговорами о власти. Но немногие знают, каких трудов стоило владельцам создать такую торговую точку.

Еще в девяностых Валентин Юнышев и Виктор Коротаев, как и многие оставшиеся без работы инженеры, механики, врачи и другие специалисты, сделали свой первый шаг в бизнесе и занялись мелким предпринимательством. Бизнес удалось удержать на плаву, и при этом местные предприниматели не забывали исправно платить налоги и вносить арендную плату в казну «Нижегородского метрополитена».

А вскоре пришли первые положения о нарушениях пожарной безопасности. Нарушения устранили, арендную плату повысили и вопрос замяли, но не закрыли. Что касается официальных данных, то 1 июня 2007 года был заключен договор о союзе «Нижегородского метрополитена» и ряда представителей мелкорозничной торговли. Согласно этому документу, отсутствие претензий от одной из сотрудничающих сторон к декабрю 2012 года означает автоматическое продление договора на 11 месяцев, то есть до 1 ноября 2013 года. Хочу отметить, что обе стороны знали о существовании данного документа и всех прописанных нюансах, что, собственно, и так очевидно. Больше чем за двадцатилетний срок совместной работы начальство подземки не раз менялось. Но именно последняя смена власти повлекла за собой необратимые для владельцев торговых точек в переходах последствия.

В конце декабря 2012-го, в канун Нового года, местные предприниматели получили «письмо от Деда Мороза» — уведомление о необходимости демонтировать ларьки и киоски «по техническим причинам». На тот момент никто особого значения этим не имеющим юридической силы «письмам счастья» не придал. А в конце января 2013 года директор «Нижегородского метрополитена» заявил, что торговлю из метро необходимо убрать в срок до 1 марта, так как договор об аренде решено расторгнуть.

Тот самый договор, что автоматически был продлен до ноября 2013-го. Кроме того, согласно Гражданскому кодексу РФ, о расторжении договора должно быть предупреждено заранее, за три месяца до желаемой даты. А любые разногласия между сторонами решаются через суд. Помимо прочего, каким-то образом торговые точки в метро не попали в реестр новой схемы размещения мелкорозничной торговли в Нижнем Новгороде на ближайший год. На вопросы об официальных причинах расторжения договора глава нижегородского метрополитена заявил, что на данный момент киоски, установленные на территории метро, попросту незаконны.

Оказалось, что они не только не соответствуют техническим требованиям, но и противоречат требованиям пожарной безопасности (снова!). Кроме того, торговля в метро угрожает безопасности граждан страны — согласно постановлению некой антитеррористической комиссии. Такая комиссия действительно состоялась в декабре прошлого года. Местным властям было поручено проверить риски террористической деятельности в метро. Но точки, созданные после 2009 года, не попали под эту проверку. Киоски, о которых говорим мы, были созданы задолго до этой даты. И их проверяли со всей тщательностью.

От дальнейших комментариев директор нижегородскйо подземки отказался, предложив перепрофилировать торговые точки и получить территорию на основе конкурса, который состоится после 1 апреля. Причем информация о конкурсе считается вполне официальной. Иными словами, существующие сейчас торговые точки представляют опасность, а те, что будут созданы после 1 апреля, уже нет. Вопрос напрашивается сам собой: какова реальная причина гонений на торговлю в местной подземке?

Если задуматься вообще о целесообразности размещения торговых точек в нижегородском метро, вот что может прийти на ум. К вопросу об антитеррористической деятельности. Может, большое количество ларьков и создает проблемы с передвижением во время «часа пик». Зато в вечерние часы я больше обрадуюсь, увидев на территории метро продавцов, чем пустой длинный туннель с непонятными хмурыми личностями. Кроме того, люди, которые работают друг с другом много лет, способны гораздо быстрее заметить подозрительного человека, чем это может сделать любая скрытая камера наблюдения.

Мнения о самом метро и подземной торговле сейчас разделились. Одни считают, что надобности в подземных ларьках нет. Добавляют, что там очень грязно, темно и неуютно. Хотя многие в метро совершают небольшие покупки, как то — хлеб, молочные продукты, выпечку, сигареты; когда едут с работы и на работу, когда переходят проспект Ленина. Это, как ни крути, удобно. Конечно, если вы хотите приобрести что-то действительно стоящее, дорогое и высокого качества, вряд ли стоит искать это здесь. Однако не зря говорят, что в метро можно купить все. Действительно, товары первой необходимости, вещи в дорогу, базовые продукты питания, — все, что необходимо покупать каждый день. По большому счету, если у вас заведомо негативное отношение к метро, не стоит переносить его на всех людей, которые там работают, и на товар, который они продают. Это их способ жить, а на данный момент и выживать.

Если снова вдаваться в цифры, при закрытии всех товарных точек на территории метрополитена, без работы останутся около 900 человек. Учитывая, что практически у каждого человека, работающего в подземке, есть семья, то цифра увеличивается до 3000. Припомнив, что многие из продавцов — пенсионеры, то шансы найти новую работу для них колеблются где-то в районе нуля. Некоторые продавцы работают на своего предпринимателя не одну пятилетку, потому что доверяют ему и менять место работы не собираются.

4 марта 2013 года на территории метрополитена была отключена подача электроэнергии во все торговые зоны. А пока предприниматели пытаются добиться справедливости через суд, подземка продолжает работать. Люди вынуждены привыкать к таким условиям, так как наверху решили, что их пора подвинуть.

Вступив в такую игру, очень сложно выйти из нее победителем. А победитель, несомненно, будет. И это будет некто, кому, видимо, очень хочется завладеть местным «подземным рынком». Мало того, что в городе повсеместно ведется открытие всевозможных торговых центров, строительство которых осуществляется даже там, где, казалось бы, ставить фундамент просто негде, так теперь и мелкорозничную торговлю пытаются убрать. Важно понимать, что прибыль, вырученная мелким предпринимательством, частично отправляется в местный же бюджет. Разве нижегородской казне не нужны дополнительные средства?

Непонятна и позиция администрации метрополитена. Если разобраться в вопросе, то им как никому выгодно сдавать в аренду территорию «подземки», потому что данная внеуличная пассажирская система получает ресурсы для развития. Конечно, аренда — это не единственный источник дохода метрополитена, но все-таки прибыль от предпринимателей метро получает ежемесячно.

В общем, представители мелкого бизнеса в метро требуют должного к себе отношения и внимания и, как ни странно, справедливости.

Может быть, проявив характер и стойкость, они вызвали недовольство некоторых начальников. Может, встали на пути у каких-то более крупных любителей наживы? Чем именно не угодили местные торговцы «подземным князькам» — сказать пока сложно.

Екатерина Абрамчева