13-04-12

Культурный слой

Иллюзии материального бытия

Bright Sparks — Dangerous Toys, 2013

Нижегородский нойз-роковый квартет под руководством Артема Степанова записал трехтрековый сингл. Это по-прежнему стремительный и хлесткий рок без особо запоминающихся мелодий, где бьют по наэлектризованным струнам со стадионным пафосом, а гитарный дисторшн уведен в предельный зашкал. Вся атрибутика группы, казалось бы, присутствует и здесь — и быстрые перегруженные риффы, и танцевальный грув, и мяукание синтезатора Евгении Серовой, и нагловатая вокальная манера Артема, но чуда на этот раз не случилось. Появилось ощущение, что группа топчется на месте и все это я слышал на прежних ее релизах. Правда, звук стал более гуманный для ушей. Если раньше все хрипело — то сейчас саунд стал плотнее и строже. Но Степанов не спешит со мной согласиться.

— Все по-прежнему хрипит, просто в более приятном студийном качестве. Как все планировалось — именно так и вышло. Я считаю, что изменения просто ради изменений — признак слабого разума. Вжаривать музло в духе того, что мы делали в 2007-м, когда все песни были по две с половиной минуты, а сыграть сорокаминутный концерт — как двадцать кэмэ пробежать, сейчас уже не тянет. При этом назови мне хоть пару русских команд с такой же плотностью звука и качем? Из-за того, что хочется, чтоб музло звучало так, как надо, я не доверяю сводить песни другим людям. А не пишем целыми альбомами, потому что сводить все самому очень трудно и долго.

И все же, похоже, все силы были отданы заглавной песне Dangerous Toys. В ней хватает музыкальной образности и изобретательности. Интро, в котором звучит ситар и распеваются мантры, разрешается в композицию с интересным битом и находчивыми гитарами. Что же до остальных песен — то это типичные би-сайды, призванные лишь поддерживать атмосферу сингла. Правда, трек Jack of Spades чем-то смахивает на индустриальных Ministry — но вновь Степанов со мной не согласился, когда я ему указал на это, Ministry ему никогда не нравились.

Bright Sparks принципиально поют на английском. Однажды Степанов мне объяснил, что русский язык хорош для длинных и занудных книжек, для унылых статей в ЖЖ и русского рэпа. И все же я сделал попытку выяснить у лидера группы — о чем он поет? Какие темы его сейчас занимают?

— Суть песен сводится к различным аспектам существования обусловленной души в иллюзии материального бытия.

Ответ, достойный Виктора Пелевина. Впрочем, тот факт, что он сторонник индуизма, Степанов и не скрывает.

Вадим Демидов