№43 (2038), 19.04.2013

Экономика

Южно-Горьковское море: есть ли оно?

Около двух лет назад нижегородские СМИ активно обсуждали наличие Южно-Горьковского моря, которое могло бы снабжать питьевой водой Нижний Новгород. И вот чуть ли не главный собственник водного богатства — Ардатовский район — отказывается от него. Нету

А все почему? Потому что или строим огромный свино­комплекс, или сохраняем в чистоте подземные воды, источники Ардатова и Дивеево. Власти выступают за свинокомплекс, да так яростно, что им не нужно никакого моря чистой подземной воды, существующее положение дел их устраивает. А вас?

На чьей стороне «Волгагеология»?

В начале 2011 года на заседании постоянной комиссии по экологии Городской думы Нижнего Новгорода выступал генеральный директор ФГУ ГП «Волгагеология» Алексей Коломиец. Он рассказал, что ее в 70-е годы руководством Горьковской области был инициирован поиск резервного источника водоснабжения областного центра. Результатом этого стало решение Министерства геологии СССР о выделении значительных средств на ускоренное проведение широкого комплекса геологоразведовательных работ. Уже в середине 70-х годов было найдено уникальное Южно-Горьковское месторождение подземной воды с объемом 1,25 млн кубометров в сутки с запасом на 50 лет. Вскоре мощными темпами началось строительство трех водозаборов и водовода диаметром 1200 мм, которое к концу 80-х годов было практически завершено, но в перестройку, как и многое, захлебнулось. Не хватило пары лет на то, чтобы из нижегородских кранов потекла почти родниковая вода, о чем прямо заявляет «Волгагеология».

Далее Коломиец предложил вернуться к разработке проекта, поскольку крупным городам в современном мире, со всеми техногенными, террористическими и экологическими угрозами просто необходимо иметь резервный источник питьевой воды.

Здесь и вскрывается ряд сенсационных данных относительно подземного моря. Во-первых, глава МСУ Ардатовского района Мякишева не знает ни о каком подземном пресном море. Во-вторых, если оно действительно есть, то ему угрожают внешние воздействия. В 7–8 км от Ардатова планируют построить свинокомплекс на 300 тысяч голов, что может повлиять на подземное море.

Самое удивительное, что Мякишева ссылается как раз на «Волгагеологию», которую представляет Коломиец. Зачем же было ему говорить о 30–40 млн руб на уточнение результатов геологоразведки, о 50 млн руб на бурение и об огромных средствах на строительство водовода? Кто-то тут явно лукавит.

Приведём цитату из официального письма главы МСУ Ардатовского района: «Что касается вопроса подземного расположения моря, автор (депутат Земского собрания Иван Царьков, который борется против строительства свинокоплекса над Южно-Горьковским морем) показывается свою полную некомпетентность. На этот вопрос мы имеем заключение ФГУ ГП «Волгагеология», согласного которого на территории района эксплуатируется водоносная нижнеказанская и ассельско-верхнекаменноугольная карбонатная серия с периодом отложения 256 млн лет. Водовмещающие породы — доломиты и долотомизированные известняки — сильно трещиноватые и не являются надежным разделяющим слоем, в котором создаются окна, по которым и осуществляется связь между водами нижнеказанской и нижнележащей ассельско-верхнекаменноугольной водоносной сериями. Вышеизложенное дает нам понимание, что под нами указанного депутатом моря нет. Считаем опасения депутата Царькова необоснованными».

Такой неожиданный поворот привел к тому, что историк-краевед Ардатовского района Александр Базаев обратился к Коломийцу напрямую. Мол, руководством района не принимаются во внимание доказательства наличия Южно-Горьковского водохранилища и закарстованности почв. При этом, отклоняя все доводы борцов за море, местная власть ссылается на «Волгагеологию». Как же теперь быть с вашим открытием? Кстати, за это открытие еще в советские годы вручали государственные премии. В письме к Коломийцу краевед Базаев просит предоставить официально подписанный им документ о гидро-геологическом состоянии Ардатовского района и заключение о возможности или невозможности строительства особо опасного объекта для всего юга региона. Пока, насколько мы знаем, ответа нет.

Референдум по свинокомплексу

Между тем, инициативная группа противников строительства свинокомплекса ведет активную работу. Ставился вопрос на Земском собрании района, но не попал в повестку дня «из-за противодействия руководителей „Единой России”». Зато, как водится, что-то поверхностное и невнятное обсудить время нашлось. Идет работа со СМИ, в том числе с областными. По району расходятся листовки, собираются подписи жителей. Граждане обращаются к светскому и духовному руководству. Основной целью агитационной деятельности противники строительства свинокомплекса видят проведение референдума, на котором, по уму, и следует принимать такое решение, поскольку оно касается не только Ардатовского района и пары-тройки инвесторов, но и всей области.

Справедливости ради надо отметить, что районные власти тоже не отсиживаются в окопах. Предлагают съездить в Брянск и посмотреть, как там работает аналогичный комплекс. Коме того, взяты показатели поголовья разного скора в 90-х годах, чтобы понять, какое количество навоза они тогда давали в год. Подсчитали — 314 тысяч тонн навоза бесконтрольно стекало в овраги, вывозилось на поля. В то время технологии очистки не внедрялись в производство, а новый комплекс будет вырабатывать всего 113 тысяч тонн, да еще по всем правилам современности.

Однако противники свинокомплекса утверждают, что цифры врут. Навоза от одного комплекса будет не 113 тысяч тонн, а все 600! И всего этих комплексов будет пять. Примерно столько же отходов дает город-миллионник. И как, спрашивается, с этим справится свинокомплекс? Официально уже заявлено, что в проекте утверждены четыре лагуны для корпусов откорма. Общая полезная емкость лагун составляет 48,5 тысяч кубометров. Режим вывоза — по восемь автомобилей в день 275 дней в году. Разве этого достаточно?

Администрация района обещает 300 рабочих мест и 11 млн руб. дополнительных доходов в местный бюджет. Это явно не компенсирует издержеки, которые понесет Ардатовский район. Сейчас многие с ностальгией вспоминают другого инвестора, который хотел работать в Ардатове, но потом ушел в Кулебаки, якобы из-за поборов в прежней администрации. Если бы производитель лимонадов и прочих напитков остался в Ардатове, то он не допустил бы такого соседа, как свинокомплекс.

В народе верят в Южно-Горьковское море. Говорят, что район мог бы торговать живой водой, а не свиньями, содержание которых наносит колоссальный вред экологии. Местные считают, что в Ардатове надо строить дома отдыха и пансионаты, устроить эдакий аналог целебных вод, а не свинокомплексы с тремя сотнями тысяч свиней, и использовать нужно то, что есть изначально — выгоднее ведь.

Виктор Деменев