13-04-20

Культурный слой

«Ниша моды в Нижнем открыта»

В Нижнем Новгороде прошло заседание сообщества «Культурного фронта». На повестке дня была мода и ее перспективы в нашем городе

В конце марта в кафе «Безухов» прошло седьмое заседание участников сообщества «Культурный фронт». Напомним, что помимо группы в Facebook’е КФ также работает и в режиме дискуссионной площадки, одним из форматов которой являются «Мужские со-общения».

Узкий круг

В связи с предстоящим апрельским фестивалем молодых дизайнеров «Золотой подиум» эксперты собрались для обсуждения темы «Мода на моду». Локальная fashion-индустрия в Нижнем Новгороде существует, но она ограничена и неизвестна широкому кругу публики. Многим знакомы имена нижегородских актеров, писателей, поэтов, фотографов, арт-менеджеров. А вот вспомнить современных нижегородских дизайнеров оказывается сложной задачей.

«КФ» решил разобраться в ситуации. Конечно, здесь возникла проблема выбора участников предстоящего заседания, поскольку на них, как известно, приглашаются только мужчины, а в сфере моды в Нижнем Новгороде, в большинстве своем, заняты женщины. Поэтому потенциальные участники образовали узкий круг, который продолжил сужаться по многим причинам: у одного график слишком плотный, другой уехал в Москву на модный показ, третий отдыхает на Бали, четвертый не любит разговаривать, а пятый вовсе не доверяет подобным мероприятиям.

В итоге, примерное количество экспертов составило около десяти человек. Оставалось только гадать, сколько же их будет на месте. Самыми пунктуальными оказались «модные» фотографы. Андрей Теребилов и Антон Демин вели чайные разговоры уже не первый десяток минут, в то время как мы с Дмитрием Гительсоном только явились в «Безухов». Следом подошел известный куратор и арт-директор Алексей Кругов, уже не в первый раз выступающий экспертом сообщества КФ. «Извините, нужно почту проверить» — сказал Кругов с серьезным лицом и уткнулся на мгновенье глазами в экран ноутбука.

В следующую минуту он уже говорил о своем сыне, шутил, в общем, создавал неофициальную атмосферу в официальной обстановке. Последним в зал вошел Павел Рябинин, главный редактор журнала Fashion & Beauty, один из самых ярких представителей нижегородского шоу-бизнеса. Вопреки ожиданиям он совсем не походил на Влада Лисовца. Ни типичного шарфика, ни узких джинс, ни налаченного зачеса. Одетый в элегантный костюм, Рябинин скромно присел за стол и начал изучать пресс-релиз, изредка улыбаясь ироничным высказываниям Кругова. Экстравагантный арт-директор «Кладовки» Павел Плохов явился шестым гостем. Получасовое опоздание не помешало ему удачно вписаться в динамичную дискуссию со словами: «Здесь что, никто не курит? Да ладно, мода на некурение!»

Реплики в лицах

Дмитрий Гительсон, руководитель бюро общественных коммуникаций «Агитпром», модератор проекта «КФ»:

«Когда мы говорим о культуре, то меньше всего представляем одежду, забывая, что именно одежда является культурным показателем, неким качеством жизни, которое очень многое может сказать не только о человеке, но и том городе, в котором он живет. Я прекрасно помню «бум» девяностых, когда Нижний Новгород накрыло волной событий, посвященных моде. Появились первые агентства моделей: АСС, Dinamika Models, Best of the best. Яркий фестиваль Елены Кораблевой «Золотой подиум», «Платье года», конкурсы «Смирнофф дизайн» и «Русский силуэт» вызывали интерес, рождали поток новых креативных идей и давали возможность талантливым дизайнерам двигаться в нужном направлении. Галина Мызникова из арт-группы «ПровМыза» в 2000 году на конкурсе «Платье года» победила в номинации «Авангард». Несмотря на то, что Галина получила шанс развиваться дальше в модной индустрии, она продолжила свою деятельность как художник в области видео-арта и театра.

Теперь купить платье у нижегородского дизайнера дело обычное, не такое престижное, как раньше. Создавались индивидуальные образы, люди хотели выделяться из толпы. С начала нулевых нижегородская мода перестала быть модной: показы превратились в промо-акции бутиков, модельные агентства в большей степени существуют в интернете, чем в реальности, а живут в основном за счет модельных школ. Наступил расцвет глянцевых журналов, а за ними глянцевых фотостудий. Фестивали моды переместились из центра в загородные пансионаты. Модельеры перестали участвовать в столичных показах, а самое главное, перестали быть публичными фигурами. По моему мнению, если сейчас мы захотим провести масштабный фестиваль моды, то вряд ли сможем найти нужное количество дизайнеров, организаторов и спонсоров».

Павел Рябинин, главный редактор журнала «Fashion&Beauty», стилист, дизайнер:

«На смену модным дизайнерам девяностых никто не пришел. В нашем городе сейчас моды как таковой не существует. Складывается ощущение, что все те люди, которые «горели» в девяностые, законсервировались и не развиваются. Я смотрю на женщин, которые сидят в жюри на модных конкурсах, и они производят странное впечатление. У них в ногах стоят пакеты, и мне все время кажется, что им надо домой бежать, суп готовить. Недавно мы привозили Александра Васильева и устроили для него показ коллекций современных нижегородских дизайнеров. По его мнению, их уровень развития ниже нуля и находится на уровне рукоделия.

Одна из основных проблем в том, что некому обучать новых модельеров. Например, Наталья Еремина, которая преподает в колледже технологии и дизайна, работает в стиле folk. Если ученик ей предлагает вещь в другом стиле, то она все равно возвращает его на уровень советской школы Вячеслава Зайцева. На конкурсе «Волжская палитра» был случай, когда приглашенная женщина из Ивановской Академии Моды говорила о том, что при создании вещи нужно учитывать вкус времени. Еремина отказалась принимать эту точку зрения и осталась на своих позициях консерватора. Она навязывает свое субъективное мнение, не следуя актуальным тенденциям.

Вторая проблема — это отсутствие потребности в подобных событиях. «Золотой подиум» был интересен раньше, но не сейчас. Имена Лены Кораблевой и Анны Лесниковой могли произвести ажиотаж в девяностые, но в современной моде они не имеют никакого значения. Мало кто сможет назвать имена современных модельеров из нашего города. Это не значит, что нет спроса на нижегородских дизайнеров. Есть небольшое количество людей, которые готовы покупать вещи у нижегородских дизайнеров дороже, чем те стоят в бутиках.

И, наконец, третья проблема: для масштабного развития модной индустрии нужна государственная поддержка, но ее нет и не будет. Будут отдельные спонсоры, как теперь, но их средств не хватит на масштабное развитие. Каким образом решать эти проблемы — не ясно, поскольку все упирается в одну фразу: никому ничего не надо».

Алексей Кругов, арт-директор, ди-джей:

«Мне посчастливилось участвовать в нижегородских фестивалях конца девяностых. Их главной их задачей было выявить молодые таланты и дарования, предоставив им отличную стартовую площадку для дальнейшего развития. Лена Каспарова, Оксана Косарева, Ира Яшкина, Максим Засыпкин — все они формировали модное движение в городе, получая зрительское признание и спонсорскую поддержку. Они до сих пор благополучно работают, люди идут к ним, зная, что получат качественный продукт. Разумеется, они не так популярны, как в свое время.

Почему процесс развития замедлился, вопрос сложный. Кто-то завел семью, а кто-то уехал в Москву за «длинным рублем». Средства для реализации идей очень сложно найти в Нижнем Новгороде. Еще один ответ на вопрос, почему тогда было круче и больше, кроется в истории индивидуального пошива. В девяностые было очень мало нормальных магазинов с нормальными ценами. Поэтому многие обращались к модельерам с просьбой сшить что-то неординарное за умеренную плату. Я сам заказывал штаны у Гоши Гаврилова, потому что он шил точную копию Levi’s, идеально сидевшую на моих ногах.

Вся эта история «нижегородской модной самодеятельности» должна жить и работать, поскольку без нее невозможно появление крупных инициатив в этой сфере. Если раньше все создавалось силами энтузиастов, то почему сейчас она не может держаться на том же самом? Такой праздник как День города давно вызывает у меня (и уверен, не у меня одного) отторжение, потому что департамент культуры уникального не придумывает: днем выступление школьных ансамблей самодеятельности с параллельной программой выставкой хохломы и свистулек, а вечером концерт группы «Любэ». Надо внести конкретное предложение: в День города провести масштабный фестиваль моды на площади Минина, где нижегородские дизайнеры смогут проявить свои таланты и продемонстрировать коллекции».

Андрей Теребилов, фотограф:

«Изменилось время. Это коснулось всех сфер культуры. Общий уровень качества продукции упал, но ее стремятся продать как можно больше. Нижний Новгород был, есть и останется провинцией, но в девяностые его пытались вывести в первые ряды. Хотя и тогда эксперты из Москвы говорили, что модельного бизнеса у нас нет. Так, какие-то междусобойчики.

Вспомнить современных нижегородских дизайнеров оказывается сложной задачей. «КФ» решил разобраться в ситуации. Конечно, здесь возникла проблема выбора участников предстоящего заседания, поскольку на них, как известно, приглашаются только мужчины, а в сфере моды в Нижнем Новгороде, в большинстве своем, заняты женщины

Нет фестивалей, потому что нет мотивации. Раньше спонсоры делали это ради рекламы, ради того, чтобы посмотреть на красивых девочек, порхающих по подиуму. Теперь быть знакомым с моделью не престижно, их стало слишком много. Что касается преподавания, то я не согласен насчет Натальи Ереминой. Она дает то, что знает. Нет ничего плохого в том, чтобы учиться на классике. Фотохудожник, создавая свои творения, берет за основу какой-то классический каркас и добавляет в него новые элементы от себя, получая при этом отличный индивидуальный результат. То, что в колледж не привозят новых людей, дизайнеров из других городов — вина не ее, а директора.

Из-за огромного количества информации любой может посчитать себя фотографом, прочитав книгу по этой теме и пролистав журнал. Поэтому фотографов сегодня так много и они столь похожи между собою. Раньше у нас такого не было, мы ценили редкую информацию и пытались совершенствоваться собственными силами, переосмысливая полученный в ходе работы опыт. Так же и с дизайнерами. Но менее известные будут стараться не столько для клиента, сколько ради себя. Им ничего не надо, потому что у них все есть: собственная клиентская база, заказы на год вперед и уникальные ткани, заказанные из интернета. Чем известней дизайнер, тем выше цена. В общем, модельеры есть — мотивации для организации фестивалей и участия в них нет».

Антон Демин, фотограф:

«Моя работа держится на трех принципах фотографа: свадьбы — для денег, журналы — для имиджа, ню — для души. В юности у меня были деньги, но не было хорошего выбора в магазинах. Теперь у меня есть хорошие шмотки, потому что полно торговых центров с несколькими этажами мужской одежды. Но мне не хочется отдавать 50000 рублей за пиджак, если во время распродажи цена снижается до пяти тысяч. Бессмысленно. Я не могу назвать свое поколение достаточно модным, обладающим великолепным вкусом.

Все довольно-таки стандартно. Работая с глянцевыми журналами, ты можешь быть уверен в том, что они предоставят тебе фешенебельное пространство для съемок, профессиональных моделей и множество вариантов дорогой одежды. Но я смотрю на эту гору одежды и она не вызывает у меня восхищения. Каждая девушка, заказывающая портфолио, берет одинаковый набор из двух платьев, трех пар джинсов и маек, которые отличаются только цветом. Когда-то я бы по-другому на это смотрел, но теперь все иначе. Мне проще бесплатно поснимать человека, если я вижу, что у него есть интересные творческие мысли и желание создать нечто особенное. Одно время я общался с Людмилой Кириковой, когда она работала в нижегородской фирме, которая шила костюмы по голландским технологиям и продавала по адекватной цене. На них был большой спрос, пока не появились магазины типа Mexx, где качество было ниже, одежда дешевле, но они обладали «эффектом Макдональдса», то есть были массовым и престижным продуктом. Поэтому люди быстро переключились с частного на общее, а фирму продали. Думаю, что сейчас просто нет запроса на дизайнерскую одежду».

Павел Плохов, арт-директор галереи «Кладовка»:

«Для меня шопинг является игрой: нужно гулять по всем районам Нижнего, находить стильные вещи по самым разнообразным ценам и соединять их вместе, чтобы получить эксклюзивной образ. Сейчас появились шоу-румы «Свои люди», Fashion Crazy Shop, но там привозные вещи и аксессуары, не местного производства. Нужен ли нам вообще брэнд «Сделано в Нижнем»? Дизайнеров у нас нет. Конечно, есть Марина Печекладова, создающая костюмы для спектаклей «Zooпарка», но ее вещи не практичны. Мог бы стать хорошим дизайнером Рустам Адюков, который делал пару обуви за 100 000 рублей, но он создает настоящие арт-объекты, носить в повседневной жизни эти шедевры невозможно. А еще есть кустарщики и швеи. На мой взгляд, моду формируют именно кустари, у них постоянно есть заказы, люди идут к ним с уверенностью, что получат крутую вещь. Например, дизайнеру аксессуаров Боре Иссакову заказывают сумки из кожи и они удивительного качества.

В других городах все начинается с высокой моды: она постепенно адаптируется, становится приземленной и в итоге вливается в массы. В Нижнем Новгороде этого нет.

Мне кажется, что надо воспринимать наш город как город одной ниши. Ниша моды в Нижнем открыта. Я согласен с тем, что дизайнеры высокого полета должны уезжать. По-другому просто не может быть! Предстоящий апрельский фестиваль «Золотой подиум» — это ретро-событие, о котором либо позабыли, либо не знают, что доказывает бессмысленность его проведения. А вообще, стоит предпринимать реальные действия. У меня есть идея насчет 2018 года. Вы помните, что в этом году в Нижнем Новгороде будет проходить чемпионат мира по футболу? Так давайте создадим линию одежды для волонтеров под брендом «Сделано в Нижнем». Волонтеры всегда нужны, они всегда нуждаются в специальной одежде, так почему бы нам не заняться этим?»

***

Подводя итог заседания «КФ», сложно выделить одну общую мысль. Среди пессимистичных и оптимистичных взглядов на «модную» проблему выделяется один реалистичный: необходимо действовать. Мотивировать молодых дизайнеров к творчеству, например придумать коллекцию одежды для волонтеров чемпионата мира по футболу-2018 и, в конце концов, разработать программу собственного фестиваля моды.

Важно помнить, что мода — это сфера яркая, насыщенная, живущая особой жизнью. Ее сила не в коммерческой составляющей, а в творческой. Подиум — та же театральная сцена, модели в экстравагантных костюмах — те же актеры, дизайнер — тот же режиссер-постановщик. Театр дает возможность высказаться, а мода дает возможность понять, куда мы идем дальше. Нижегородская fashion-индустрия не стоит на месте, но и не развивается должным образом. Не нужно прорубать окно в Европу, чтобы изменить текущую ситуацию. Для начала хватит попытки научиться воспринимать моду как живой организм, росту которого мы должны способствовать.

Екатерина Коровашко