13-04-27
Культурный слой
Ожившая женская цивилизация
Нижний Новгород живет, у него весна. Туристы по кремлю гуляют, заводы производят продукт, культурная жизнь тоже присутствует. Не так давно заманил Нижний Новгород в свои кремлевские стены большую рыбу. Под кремлевскими стенами здесь следует понимать нижегородский филиал ГЦСИ Арсенал, а под рыбой — Жудит Деполь, французского драматурга и режиссера.
Статуя Богини-Матери
Кстати говоря, эта самая Жудит Деполь дама деловая и интересная — как-никак магистр искусств. Да еще и театровед-русист. Помимо прочего, защитила диссертацию о театре в сталинских лагерях. Представляете? А с нашим Арсеналом она дело имеет не впервые — еще в 2011 году поставила на его базе спектакль «Не бывает нулевого риска». В этом году французского режиссера пригласили придумать концепцию выставки о недавно открытой древней цивилизации, управляемой женщинами, которая получила условное название «Цивилизация ХХ».
В Арсенале эту выставку можно посетить с 19 апреля по 12 мая. Сделать это стоит — в Нижнем Новгороде состоялось событие, которое несет в себе ценность не только исторического характера, но и культурного. Цель выставки-спектакля — донести до зрителя и запустить в жизнь сенсационные сведения, которые принесли недавние раскопки на территории республики Хакасия. Все серьезно — исторический прорыв. А прорыв культурный — это принципиально новая форма подачи материала, синтез искусств во плоти. Но обо всем по порядку.
Цивилизация ХХ
В ноябре 2008 года Московская академия археологии совместно с Институтом археологической науки города Берн получила грант на исследование стоянки эпохи палеометалла на территории республики Хакасия. Уже в мае 2009 года начинаются раскопки, а в сентябре 2010 года учеными были проведены первые исследования найденных артефактов. Результаты сенсационные — была открыта ранее неизвестная культура. В связи с ярко выраженной главенствующей ролью женщины, обнаруженная цивилизация была названа ХХ — от ХХ-хромосомы или, если хотите, по аналогии с двойным неизвестным знаменателем.
Не прошёл зря и 2011 год, в котором последующие раскопки подтвердили правильность выдвинутой теории. Уже в декабре 2011 года началась совместная деятельность Московской академии археологии и Приволжского филиала ГЦСИ — по результатам раскопок было решено сделать выставку. А сотворение её концепции и дальнейшую визуализацию было решено возложить на плечи уже известной нам Жудит Деполь.
А плечи именно этого режиссера, кстати, были выбраны не случайно — Жудит не привыкать иметь дело с проектами серьезными и в некотором роде нетрадиционными. Помимо тех её заслуг, что были перечислены выше, стоит отметить еще кое-что — сфера деятельности Жудит Деполь тесно связана с явлением документального театра. Она и работает в основном на пересечении театральных форм, новых и традиционных, не отказывая себе при этом и в использовании цифровых технологиях.
Детально изучив все материалы экспедиции и лично побывав на раскопках у поселка Малые Арбаты, Жудит решила: быть в Арсенале не просто выставке, а выставке-спектаклю, чтобы никто не заскучал. В итоге получилось, что спектакль «Цивилизация ХХ» своим появлением расширил и в некотором смысле перехитрил все традиционные подходы к музейному экспонированию артефактов человеческой истории. Всем привычная экскурсия напоминает театральную постановку.
Процесс
О том, что происходит на самом спектакле, рассказать непросто — это действо из разряда тех, что лучше один раз увидеть, нежели сто раз об этом услышать. Да и не ясно толком, можно ли об увиденном рассказывать. Шутка ли, но перед началом спектакля актер-экскурсовод настоятельно посоветовал полностью выключить телефоны и избавиться от всех личных вещей, убрав их в камеры хранения. Фотографировать тоже не стоит. А за деньги? Нет, и за деньги нельзя. Не положено.
По поводу неразглашения информации — конечно, шутка, но менее серьезное впечатление «Цивилизация ХХ» производить не перестает. Хитрый прием — создание экскурсоводом атмосферы некоего интерактива с участием посетителей экспозиции — работает на отлично. Хочешь не хочешь, а внимание твое приковано к экскурсоводу — тому человеку, который в условиях традиционной экскурсии являет собой некий отвлекающий от важных дел субъект. Впрочем, не все так строго, как может показаться. Вот, например, потрогать статую из песчаника, возраст которой измеряется несколькими тысячами лет, — это легко, это пожалуйста.
В отличие от способа представления информации, набор экспонатов выставки-спектакля «Цивилизация ХХ» достаточно стандартный. Хотя может ли быть стандартным набор предметов, подтверждающих существование ранее неизвестного. Орудия труда, украшения, столовые приборы, музыкальные инструменты, лежанка, надгробие, петроглиф, наконечники стрел и копий, треугольные глиняные таблички с изображениями иероглифов. Эти самые иероглифы, кстати, впечатляют особенно. Ученые изучили их написание и выявили пять основных периодов знаковой эволюции — вплоть до того момента, когда некоторые из них стали напоминать буквы современного алфавита.
Форма будущего
Культурный прорыв, который обеспечила своим появлением выставка-спектакль, заметный и важный. Казалось бы, что удивительного в смешении стилей, появлении новых форм и способов подачи материала — процесс естественный и абсолютно здоровый. Но удивиться есть чему — на наших глазах театр меняется, трансформируется. У нового театра — новые функции.
Подтверждение этому найти нетрудно. Обратимся за информацией в любой театральный журнал (они, благо, выпускаться не перестают). Чтобы наверняка — обратимся в проверенный, в «Театрал».
Пожалуйста — тема номера за февраль: «Что такое документальный театр и актуален ли он в современной России?» Нужна ли сегодня театральному зрителю правда жизни — этот вопрос стоит на повестке дня. А ответ уже известен: нужна! Более того, именно в театре эта правда и необходима.
Не так давно в театр люди шли, чтобы от правды отдохнуть, — её и в жизни хватало. А теперь на улицах правды жизни как-то поубавилось, да и в телевизоре её больше не стало. Зато в театре эту правду показать можно, это доступно. Документальные театры появляются повсеместно — где-то с размахом, где-то наоборот. А все потому, что это есть естественная форма описания действительности. И донести просто, и понять легко. В театре можно показать как дела обстоят без лукавства, так как есть — а люди в зале будут узнавать себя и героев современности. Будут пальцем показывать и улыбаться.
«Цивилизация XX» поставлена именно так. Чтобы запомнили. Реальность постоянно меняется, и нет лучше способа дать эти перемены прочувствовать, чем сыграть в театр. Не зря же его изобрели.
Людмила Вожакова