13-04-26

Культурный слой

Песни, написанные на качелях

Данила Чирьев из группы Chkalov — один из главных ньюсмейкеров местного рока. Когда бы ты с ним ни встретился, он всегда готов вылить на тебя ушат новостей: то снимает клип, то готовит большой концерт, то что-то записывает. И действительно, в феврале группа приступила к записи третьего альбома. Кроме того Данила, со своим дружком-баянистом Сергеем Ульянычевым, в составе забавного трио «Изотопы» распевают из телевизора сатирические куплеты. Причем до недавнего времени куплеты звучали лишь на телеканале «Дзержинск», а теперь выходят на всю область в эфире ННТВ.

–Как собрался сей коллектив? — спрашиваю у Чирьева.

— «Изотопы» — продюсерский проект, как «Ария» или «Ласковый май». Захотелось, чтобы в итоговой событийной программе на тему самой злободневной новости регулярно появлялись эдакие комические куплеты. Слова взялся писать штатный сценарист и по совместительству поэт Евгений Сладковский. Поющих и играющих — а тем паче с телевизионным опытом — в Дзержинске немного, вот и пригласили «чкаловский» костяк, а для пущей гротескности нас утяжелили бородатым дядькой с балалайкой — это звукорежиссёр телекомпании и музыкант группы «Собрание Сочинений» Илья Пахрицын. В Дзержинске нас теперь повсюду узнают, и это еще один маленький, но ощутимый плюсик, который даёт о себе знать, когда общаешься, к примеру, с продавцом в гастрономе.

— Да ты тщеславен! Впрочем, не понял, какой плюсик можно получить от этого в гастрономе? Бесплатно куру отпустят?

— Лишний раз не нагрубят — уже хорошо. И уж совсем замечательно, когда просишь «вон те сосиски», а тебе тихо в ответ: «Они не свежие, возьмите лучше окорок» (смеется). Я на дзержинском телевидении работаю с 93-го года. Меня действительно знают в Дзержинске. Можешь называть это тщеславием, нарциссизмом, бахвальством, но мне это, черт возьми, нравится.

— Хорошо, давай о нематериальном. «Чкалов» начал запись альбома. Целиком о любви. И это связано с изменениями в личной жизни, так ведь?

— «Чкалов» беременен новым альбомом как слониха чуть ли не третий год кряду. Но уж в этом году выпустим. Да, альбом «Ей» весь от начала и до конца о любви. Альбом автобиографичный, как никакой другой за всю историю не только «Чкалова», но и всех моих авторских проектов, начиная со времен моей первой школьной группы «Пилигрим». И причина — крутые и бесповоротные изменения в моей жизни. Кому интересны подробности — слушайте песни.

 

В занавеске запуталось

Непутёвое солнышко

Трепыхается, бедное

В паутине лучей.

Раньше было ничьим оно.

А вчера в полдевятого

Я решил окончательно

Подарить его Ей…

 

— На прошлом альбоме «Я хочу быть мэром Сочи» было немало вещей с социальной тематикой. Причем это было еще до Болотной площади. Кстати, между «сочинским» альбомом и новым волнения в стране смогли достичь апогея и почти затихнуть. И ты вдруг запел о любви…

— Сочиняя песни для альбома «Я хочу быть мэром Сочи», я и не думал, что в эту самую секунду предвосхищаю апогей бурления каких-то политических г***. Просто угадал. Подсознательно. Флюидально. Вот простой пример: мы выложили в сеть песню «Рыбнадзор» (со словами «Садануть бы из обреза — и в лес!» — В.Д.) в апреле 2010-го, и буквально спустя неделю в прессе стали широко освещать дело «приморских партизан». Живи мы в СССР конца тридцатых, не отмылся бы от обвинений в пособничестве. Но я лишь написал шуточную песню. И вдвойне жутко от того, что случись потенциальным приморским партизанам ее услышать — они наверняка забили бы ее себе в мобильники. Я же спел — и забыл. И запел о том, что меня взволновало — о любви.

— Но появления песен на политическую тему не исключаешь?

— Так ведь есть, о чем петь! Проблема коррупции так беспардонно лежит на поверхности. И об этом знают все — обыватели, журналисты, власть. Говорят, негодуют, слюной брызгают — уже и слушать противно. Но всерьез бороться с этим никто не будет. Верно говорят, наша нынешняя власть больше похожа на Besatzungsgewalt — временную администрацию оккупированных районов: общество строит внутри себя горизонтальные отношения без какого бы то ни было участия сверху. Можете друг друга хоть на куски резать — оккупационным властям плевать. Но вот если, не дай Бог, бунт какой — вот тут приезжают каратели и засучивают рукава. И у них тоже вроде бы две руки, две ноги и говорят по-русски, а не отделаться от мысли, что они из какого-то другого теста, из другой страны. Интервенты! И все, что мы можем — тихо наблюдать за рождением нового Брежнева, который собирается пробыть во власти дольше генсека застоя. Тот правил 16 лет, а этот собирается 24. Будет все: килограммы орденов, нечитаемая речь и анекдоты. И лет через десять появится термин «Ельцинская оттепель». Мы еще можем петь о этом, хотя бы вполголоса. Покуда каратели не приехали.

— Я бы хотел собственно про музыку. Первый альбом «Чкалова» был сугубо экспериментальным, баян и рэп, второй — более песенный и острый, чуть ли не в духе «Ляписа Трубецкого». Теперь третий. Если судить по тем акустическим демо, то альбом «Ей» будет с приставкой «поп». И второе наблюдение: я уже говорил тебе, что твои новые песни несколько приближаются к тому, что делает Женя Гурин, и даже не удивился, когда Женины песни увидел в «аудиозаписях» на твоей странице «Вконтакте». Изучаешь материал?

— Критерии, по которым люди привыкли отделять рок от попсы, у каждого свои. Если иметь ввиду мелодичность музыкальных линий и общую тематику текстов — то да, это, наверное, поп. Если же акцентировать внимание на искренности слова и глубине аранжировки — это самый что ни на есть рок. С точки зрения стиля в альбоме будет место и бардовской песне, и року семидесятых, и классическому рок-н-роллу, и даже джазу. И это никакой не регресс для «Чкалова», никакая не сдача Киева Красной армией, просто эксперимент. Что же касается Женьки Гурина, то мы ведь давние друзья, я с огромной симпатией отношусь к его творчеству и не сочту обидным сравнение с лучшими его песнями, написанными на эту тему. И слишком долго в плену этого эксперимента мы не собираемся отсиживаться.

— В «попе» чаще всего мелодичность заклиширована и заштампована на грани пошлости…

— Если я и примеряю на туловище «Чкалова» какие-то поп-наряды, то скорее это одежда с плеча «Чайфа» или Чижа. Называй это как хочешь, но песни «Чайфа» ушли в народ и живут там собственной абстрагированной от авторов жизнью. Песни порой до наивного простые и, быть может, даже заклишированные. Но достаточно искренние для того, чтобы взрослые мужики пели их под гитару в пьяных компаниях, пусть даже зачастую перевирая аккорды. Я бы очень хотел, чтобы песни «Чкалова» так же легко и непринужденно ушли в народ. Пусть не все. А может быть, и вовсе одна. Надеюсь, в новом альбоме такая песня будет.

 

Жил себе, не тужил, сладко спал,

крепко пил,

Но случилась напасть —

прогремела гроза:

Просто видеть твои глаза!

Жить бы мне не тужить,

да на скатерть крошить,

Но на шёлке ресниц проступила роса:

Просто видеть твои глаза!

 

— Критики часто упрощение музыкального материала списывают на желание музыкантов угодить массовому вкусу…

— Вадим, мне плевать, что думают о моих песнях критики. Я в том возрасте, когда понимаю, что мне не нужна критика, потому что я не могу её использовать. Знаешь, сколько раз в своей жизни я слышал, что я никудышный певец, что песни мои — говно, что на гитаре я играю кое-как, что прическа у меня неправильная, что вешу я слишком много. Сожалею, что раньше я вёлся. Если б не вёлся, то, быть может, добился бы к этому моменту большего (смеется). Не скрываю: я хочу, чтобы наша музыка стала массовой. Но вот только пути к этой массовости есть разные. Мой путь — по крайней мере, в пределах этого альбома — попробовать дотронуться до сердец людей, а не до их гениталий, как делает большинство нынешних поп-звёзд.

— Интересно, как сочинялись песни альбома? Сплошным потоком? Мне всегда казалось — либо страстная любовь, либо творчество? Вместе они неважно уживаются. Вот когда любовь уходит — тогда да, впору писать альбомы каждые полгода…

— А у меня песни сочинялись прямо во время любви. Именно поэтому, в отличие от большинства исполнителей, стонущих о любви сопливо и липко, «Чкалов» поёт о любви в основном мажорно и солнечно. Если и грустит, то так проникновенно, что у слушателей спинной мозг за четыре минуты промерзает по всей длине. Ведь любовь — это качели, на пиках амплитуды которых с одной стороны нечеловеческая боль, с другой — нечеловеческое счастье. А посередине равновесие и душевное спокойствие. Но когда пылаешь страстью, всегда пролетаешь эту золотую середину за секунды, а всего и делов-то — одно единственное прохладное слово. Может быть и не было его, и тебе все это только показалось… Писать задним числом о чувстве, которое владело тобой, я не умею. Поэтому и писал на полном ходу этих самых качелей. Теперь же, когда амплитуда качания маятника уменьшилась, хочется писать уже совсем иные песни. Но я рад, что успел задокументировать свои чувства в разгар этого сумасшествия.

Вадим Демидов