13-05-31

Экономика

Замок скупых рыцарей

Минкультуры РФ выжимает из Нижегородского острога выгоду, а впритык к памятнику строится бизнес-центр

Среди прочих памятников Нижегородский острог долго выглядел гадким утенком: его считали символом царских репрессий и то и дело порывались снести. Останавливала история замка, в котором как-никак сидели революционеры. Здание ветшало — ремонтировать его не спешили и даже закрыли со всех сторон «кирпичами»… После развала СССР идеологические препоны были сняты, и недавно закончилась реставрация острожного замка.

Но не успели нижегородцы порадоваться обновленному памятнику, как он стал заложником своего обновления. Федеральные власти в лице Минкультуры хотят отбить бабки, потраченные на реставрацию, и сдать все помещения в аренду. Рядом строится офисное здание с видом на памятник. За бортом и музей, которому не вернули острожные площади, и нижегородцы, которые не могут насладиться экскурсией по замку, и сам памятник, изуродованное лицо которого окончательно размажет еще одна новостройка.

Музея здесь больше нет

В годы заката советской империи и в постперестроечный период вплоть до 2009 года здесь располагался филиал историко-архитектурного музея-заповедника (НГИАМЗ), который так и назывался: — «Нижегородский острог». Экскурсантам показывали тесные мрачные карцеры, камеру, где сидел Горький, прочие казематы и сравнительно просторное храмовое помещение.

В нулевые острожный замок был передан в оперативное управление приволжскому филиалу Федерального агентства по использованию памятников, которое занялось изысканием средств на реставрацию. Каким-то чудом средства эти удалось изыскать. И вот как чувствовали музейщики — не спешили покидать насиженное место, чтобы уступить его ремонтникам.

Была, впрочем, и объективная причина задержки: слишком много экспонатов размещалось в замке, надо было решить, куда и как их вывезти. Чиновники, меж тем, заключили договор с реставраторами, те наседали, и дело дошло даже до суда — агентство подало в суд на музей, дабы тот освободил площади.

В конце концов, экскурсоводы собрали весь многообразный культурный скарб, и в 2009 году началась масштабная реставрация.

Кровля и потолки, штукатурка внутри и снаружи, пол — все это было отремонтировано с использованием такого же материала, какой был изначально (у специалистов, правда, есть к этим работам некоторые вопросы, но это отдельная тема).

В прошлом году замок был отреставрирован, но музей в обновленные помещения не пускают. Вернее, не то чтобы совсем не пускают: пожалуйста, берите любую площадь, но выкладывайте за него арендную плату. Естественно, у НГИАМЗ таких денег нет. Его директор Вениамин Архангельский предложил все возможные варианты: музей, к примеру, займет только часть помещений, или же кое-что ему будет предоставлено безвозмездно, а кое-что за деньги (при условии, что некоторые площади будут сданы в субаренду). От всех этих вариантов окружной филиал Агентства по использованию памятников отказывается.

— Дело в том, что мы структурное подразделение Министерства культуры РФ, которому и принадлежит этот памятник, — объясняет директор филиала Владимир Грязнов. — Именно министерство решило сдавать все помещения острога в аренду, чтобы вернуть потраченные на реставрацию деньги.

С одной стороны, намерения федеральных властей выглядят разумно: чтобы восстанавливать следующие памятники, надо накопить средства, используя уже восстановленные. Но не все так просто. Целый ряд красивейших домов-памятников (в том числе и средневековые палаты) уже отреставрирован и также находится на балансе данного агентства… Но эти здания пустуют, ибо никак не обретут своего арендатора. Вероятно, то же самое будет и с острогом. По словам Владимира Грязнова, договор на использование площадей памятника связан с такой бюрократической волокитой, что не всякий арендатор это выдержит. А иногда преграды просто непреодолимы.

Музей, меж тем, подал на окружной филиал Агентства по использованию памятников в суд, дабы площади ему все же были предоставлены безвозмездно. Пока что процесс идет, но Владимир Грязнов уже заявил, что если суд его обяжет отдать помещение, то сделать он ничего не сможет, так как собственник замка — Минкультуры РФ. Интересно, что в декабре 2012 года Вениамин Архангельский получил заверения от замов главы этого министерства, что площади острога будут предоставлены музею. Однако в феврале этого года ему пришел отказ, инициированный теми же замами.

Наше областное правительство, в свою очередь, встало на сторону Архангельского и обратилось к федеральным властям с просьбой предоставить музею хотя бы часть острожных площадей.

Пока идут все эти разбирательства, экскурсий для граждан не проводится, вышеупомянутое агентство готовит документацию, чтобы попытаться сдать помещения в аренду, а нижегородцы задаются вопросом, когда же, в конце концов, здесь откроется музей.

Святые, глядящие со стен

Еще до восстановительных работ удалось обнаружилось, что в храмовом помещении острога под штукатуркой скрыта церковная роспись. Дело в том, что после революции здание решили приспособить под нужды аптекоуправления, в связи с чем здесь был проведен ремонт.

Старую штукатурку рабочие должны были сбить и нанести на стены новую. Но то ли они поленились, то ли рука не поднялась на изображения святых, то ли старорежимный слой в некоторых местах не поддавался… В общем, кое-где роспись была оставлена и замазана.

Когда это выяснилось, в проект реставрации был включен раздел о сохранении церковных росписей. Но только в 2012 году было вскрыто все то, что таилось под советским слоем штукатурки. В алтарной части (на откосах окон, на центральной аспиде, в обрамлениях арок) сохранились фрагменты, которые, по словам автора проекта реставрации Ольги Сундиевой, позволяют в дальнейшем провести воссоздание живописного сюжета. На чугунных колоннах храмового помещения также вскрыта живопись (в частности, хорошо просматриваются виноградные гроздья и лозы), но потребуется еще немало усилий, чтобы отреставрировать ее окончательно.

Но самое, пожалуй, интересное — это массивные каменные колонны, на которых уцелели изображения двух святых — Макария Унженского и Прокопия Устюжского. Реставраторы все это сохранили, заново оштукатурив и покрасив в белый цвет остальные площади, где роспись была безвозвратно утрачена.

Этот нюанс, сам по себе смахивающий на чудо местного значения (как-никак обретены лики святых), усугубил проблему использования площадей. Храмовое помещение теперь хоть под гостиницу, хоть под ночной клуб сдать будет сложно. По крайней мере, Владимир Грязнов заверил нас, что такие кощунственные варианты будут исключены.

— Один из возможных и разумных вариантов — это использование этого места как выставочной площадки, — сообщил нам директор окружного филиала Агентства по использованию памятников. Но много ли в Нижнем Новгороде найдется инвесторов, готовых взять в аренду помещение в центре города, чтобы устраивать там выставки?

Ольга Сундиева, в свою очередь, уточнила, что роспись в алтарной части можно будет отреставрировать, но только если будет решено снова устроить здесь храм. И такой вариант кажется наиболее разумным… Но после скандала с консерваторией и волны негатива в адрес церкви, которая поднялась в связи с этим скандалом, Нижегородская митрополия больше не заявляет о претензиях на городские здания. Пресс-секретарь митрополии Виталий Груданов от комментариев по поводу острога отказался.

Тем временем по соседству

С территорией вокруг острога тоже не всё, мягко говоря, благополучно. В 1996 году она вошла в охранную зону данного памятника. В частности, иммунитет получила земля, где располагались снесенные в советское время острожные казармы и где осталась часть стены, огораживавшая эти постройки.

Какое-то время данная историческая территория была защищена от строек. Но в 2006 году областной инвестсовет, проигнорировав нормативный акт об охранной зоне, одобрил строительство на этом месте шестиэтажного офисного центра. С юридической точки зрения, инвестсовет силы никакой не имеет, но так у нас в регионе сложилось, что проекты, получившие добро на нем, осуществляются безоговорочно. То есть все последующие решения принимаются не с оглядкой на законы и постановления, а «под инвестсовет» — если даже на нем не были учтены юридические препоны. Так произошло и в нашем случае.

Застройщик заказал в архитектурном бюро «Этюд» корректировку охранной зоны острога — и бюро произвело коррекцию таким образом, что право на иммунитет получила земля не вокруг замка, а только под ним. Рядом, хоть в метре от памятника — строй сколько угодно. В 2008 году было принято постановление областного правительства, которое утвердило охранную зону именно в таком виде.

Выходит, часть стены, окружавшей казармы, оказалась вне охранной зоны, хотя она тоже историческая и, как и замок, находится на балансе Агентства по управлению памятниками. Интересно, что в таком урезанном виде корректировка охранной зоны была согласована с управлением Росохранкультуры, которое тогда еще существовало.

В прошлом году проект строительства шестиэтажки в непосредственной близости от памятника был одобрен на градостроительном совете.

— Как архитектор и гражданин я был против, — прокомментировал это событие главный архитектор города Виктор Быков, — но решение было принято коллегиально…

В результате стройка идет вовсю, и жители близлежащих домов, которые переживают и за историческую стену, и за вид на памятник, остановить ее не могут. Ну а чиновники, как наглядно показывает эта история, не хотят.

Георгий Степанычев