13-06-08

Культурный слой

Новая поросль пост-рока

Если бы не нижегородская группа Rustles, то я вряд ли обратил внимание на квартет из Северной Ирландии And So I Watch You From Afar, но у наших рокеров ирландцы ходят в кумирах, поэтому последних я порядком послушал — и, в общем, проникся. Играют обе группы инструментальную музыку в диапазоне от пост-рока до мат-рока, то есть такой музыкальный массив, в котором атмосферные и гипнотические мелодии внезапно переходят в драматичный, а порой даже штормовой рокешник с внушительной стеной звука.

Нижегородское трио Rustles состоит из Андрея Шмуля (гитара), Алексея Носкова (барабаны) и Дмитрия Теренгина (бас). Все трое выросли в среде поп-панка и хардкора, в школьные годы довольно активно играли и даже выступали на сцене, а к бессловесной музыке дело пришло само собой. И сегодня, когда группе уже стукнуло два года, она по-прежнему руководствуется принципом: «Если нет вокала, значит, инструменты должны его компенсировать».

В активе трио только Self-titled EP (пятипесенный мини-альбом, где пьесы именуются по времени звучания: «5:03», «4:25» и так далее). И эволюционных этапов в истории бэнда было всего два. Первый связан с тем, что над мини-альбомом работали в оборудованном под репетиционную точку гараже без отопления в тридцатиградусный мороз. И, по заверениям басиста Дмитрия Теренгина, «когда ты, весь закутанный в куртки, окоченевшими пальцами пытаешься что-то сделать со своей гитарой, это очень сплачивает команду».

— А второй переломный момент, — вспоминает Теренгин, — связан с изменениями в составе, когда новый барабанщик привнес стилевые изменения. И с изначального уклона в «инди» и блюз мы ушли куда-то в сторону более жестких экспериментов — так на нас повлияли наши большие кумиры And So I Watch You From Afar, стиль которых, правда, я для себя с трудом даже сейчас могу описать. Впрочем, слушаем мы очень разную музыку — утром можем слушать битлов, днем — хардкор, а ночью можем и «чемоданом» погрешить, то есть слушаем проект Chemodan Сlan.

Попытки запеть группа Rustles предпринимала не раз. Не то чтобы музыканты считали, что у них имеется дыра в музыкальной ткани, но разукрасить мелодические текстуры голосом были не прочь. Но хотели превратить вокал в некую изюминку, нежели в постоянную звуковую дорожку.

— Мы изначально боялись не попасть с тембром. Бывает, включаешь какую-нибудь песню, и на третьей секунде вступает такой ужасный вокал, что просто кровь из ушей хлещет, причем даже при наличии отличной музыки и продуманной мелодии. Очень хотелось этого избежать. А так как для всех понятие «хороший вокал» весьма относительно, мы испробовали многих вокалистов, даже сами пробовали петь — но в итоге сошлись на том, что нам это просто не нужно, мы и так все можем сказать музыкой. Наши треки не несут смысловой нагрузки, они ни к чему не призывают — мы лишь хотим придать настроению некий фон. Чтобы человек слушал и расслаблялся. Или грустил; но грустил под хорошую музыку.

— Но ведь пост-рок был крайне прогрессивным и модным стилем в начале нулевых годов, а сегодня групп такого направления стало слишком много, да и интерес несколько угас. Чем вас это направление цепляет?

— Говорите, что пост-рок был модным в нулевых? Я в то время учился в начальной школе, и тогда даже слова такого не знал. Я не думаю, что мы зашли не в ту волну. Только что прошла мода на эмо, и слушатели устали от криков, воплей, от отрицания, подрыва системы и всего в этом духе — все это уже пережитки моды. Мы же хотим чего-то более спокойного, хотя и не лишенного некоторого бунтарского духа. Я не знаю, что было с пост-роком в начале нулевых, но сегодня в Сети очень многие начали интересоваться этим жанром музыки. Так что она вновь вошла в моду.

Вадим Демидов