13-06-07
Политика
Вызываю огонь на себя
Заседание Государственного совета, посвященное развитию жилищно-коммунального хозяйства России, получило широкое освещение в прессе. Главным образом благодаря важности темы едва ли не для каждого жителя нашей страны.
С советских времен в общественном сознании существует стереотип, что сельское хозяйство и коммуналка — бездонные черные дыры отечественной экономики. Мол, сколько в ЖКХ не вкладывай денег, толку в итоге все равно будет мало: черная дыра она и есть черная дыра, засасывает внутрь материальные ресурсы и время, а на выходе — привычный ноль. Так называемая реформа жилищно-коммунального хозяйства продолжается в России не один десяток лет с переменным успехом. Помнится, во времена губернаторства в Нижегородской области Бориса Немцова с самых высоких трибун жителей региона убеждали, что причина всех зол заключается в недофинансировании сферы ЖКХ как государством, так и получателями услуг коммунальщиков, то есть нас с вами. Мол, как только выйдем на рубеж стопроцентной оплаты услуг ЖКХ населением, в жилищно-коммунальном хозяйстве, дескать, мгновенно настанет всеобщее благоденствие. Не настало. Нам снова говорят, что денег на текущее обслуживание жилого фонда катастрофически не хватает, не говоря уже о капитальном ремонте жилья. Предприниматели, которые пришли в ЖКХ, как правило, с удовольствием берут на содержание новые дома, но не очень охотно занимаются обслуживанием жилья древнего, ветхого и аварийного.
Об этом и говорил на Госсовете нижегородский губернатор: «Невозможно обеспечить качественные услуги и привлечь инвесторов в жилищно-коммунальное хозяйство, имея большое количество ветхого фонда и жилых домов, давно не проходивших капитального ремонта». Цифры, приведенные Шанцевым, говорят сами за себя: переселение из аварийных и ветхих домов в Нижегородской области требует привлечения 42 миллиардов рублей, а по программе правительства страны региону выделено всего 3,2 миллиарда. Меньше одной десятой от требуемого! Остальное, дескать, найдите сами на местах. Мне кажется, что федеральные чиновники в этом смысле очень хорошо устроились — спустили в регионы заведомо невыполнимую задачу, свалили все на плечи местной власти, а сами при этом хотят выглядеть святее Папы Римского?
Валерий Шанцев с цифрами в руках, судя по реакции самого президента, сумел доказать, что оставшаяся сумма для областного бюджета просто неприподъемна. А потому нужно установить софинансирование расселения за счёт средств федерального Фонда содействия ЖКХ на уровне «50 на 50» и продлить работу Фонда не до 2015 года, а до полного выполнения задач по расселению ветхого фонда. Как мы помним, «из окопа на амбразуру» шагнул один только Шанцев. Видимо, главы других регионов не хотели рисковать. Но рисковал ли Шанцев? Природа человека такова, что чаще всего ему хочется услышать именно то, что ему хочется услышать. Путин в этом смысле — не исключение. Другое дело, что обязательно должны быть люди, которые не боятся говорить правду в глаза вышестоящему начальству, какой бы горькой эта правда ни казалась. Как ни крути, таким человеком на заседании государственного совета и стал Валерий Шанцев, который, если переходить на военную лексику, вызвал огонь на себя.
Мне кажется, многие коллеги нижегородского губернатора в тот день были искренне благодарны ему за откровенную речь о состоянии дел с ЖКХ в регионах.
От Путина досталось, например, главе Минрегиона Игорю Слюняеву за то, что предложил несогласованный с правительством проект создания федеральной целевой программы по реконструкции сферы ЖКХ
Пользуясь случаем, Валерий Шанцев обозначил главе государства и другую проблему: необходима «дорожная карта», чтобы документы из регионов имели четкий регламент согласования в федеральных министерствах, чтобы не получалось так, что разработанная правительством Нижегородской области схема теплоснабжения для города с населением свыше 5 тысяч человек «уже полгода лежит на согласовании в Минэнерго», а «схема водоснабжения еще не разработана Минрегионразвития». Владимир Путин согласился с утверждением, заметив, что речь идет о «чисто бюрократических проволочках». Которые, надеюсь, после прозвучавшего на всю страну выступления Шанцева если и не исчезнут в одночасье, то, скорее всего, уменьшатся в количестве и далее будут решаться не окриками, а системной, действительной работой на основании так называемых «дорожных карт».
Выступление Валерия Шанцева на Государственном совете лишний раз доказало, что губернатор не теряет себя в общении с вышестоящими чиновниками.
Возможно, Шанцев чересчур активно пытался объяснить президенту, что тот неправильно понимает его третье предложение — перестать занижать тарифы для всех, сделать тарифы рыночными и закладывать зарплату работникам ЖКХ не 16 тысяч рублей в месяц, как сейчас, а хотя бы на уровне средней в экономике — около 24 тысяч рублей. Тогда и спрос с работников ЖКХ, в принципе, будет гораздо строже. Только, похоже, президент подумал об очередных вливаниях из федерального бюджета, который и так «трещит по швам». Активно пытаясь пояснить президенту свое мнение, губернатор нарвался на просьбу от Путина не прерывать его. Вообще, минувший Госсовет оказался на редкость эмоциональным. От Путина досталось, например, главе Минрегиона Игорю Слюняеву за то, что предложил несогласованный с правительством проект создания федеральной целевой программы по реконструкции сферы ЖКХ. Не удалось избежать президентской критики и временно исполняющей обязанности губернатора Владимирской области Светлане Орловой, которая пожаловалась на принятые ранее нормативные акты, которые осложняют работу в сфере ЖКХ. На эти тихие жалобы президент напомнил Орловой, что сетует она как раз на те законы, которые ранее писала, когда была членом Совета Федерации.
Вообще, хоть какое-то впечатление производит один только факт того, что хоть кто-то из глав регионов перестал молчать и взял инициативу в свои руки. Но даст ли это ощутимый результат в сфере ЖКХ пока ещё неизвестно.
Сергей Анисимов