13-06-14

Культурный слой

Свиреть в свою свирель

Первая половина 2013 года прошла. Подведём же итоги её музыкальной составляющей

Когда весной Петр Борисов, владелец лысковской звукозаписывающей студии «Берлога records», разослал музыкантам Нижнего письмо о продаже своего детища, я подумал, что после того, как приостановила работу местная студия «Тонмейстер», это второй и самый мощный удар по нижегородской музыке — ведь, по гамбургскому счету, писаться в регионе больше негде.

В Лысково были записаны последние альбомы многих команд — от «Иллинойза» до Cosmocats и «Клетки», и мой «Хроноп» там не раз устраивал записывающие сессии, так что местечко вполне намоленное. Но, судя по тому, что лысковская «Берлога» все еще функционирует (и даже, как мне рассказывали, аппаратура в ней подкупается), бить тревогу преждевременно…

Уж если я нижегородский авант-квинтет «Иллинойз» упомянул, то и добавлю про них. Второй альбом «Для никого», о котором мы писали совсем недавно, весьма убедительно шагает по страницам музыкальной прессы, укладывая на лопатки известных критиков. На популярном ресурсе Kolta «Иллинойз» называют гибридом уважаемых «Детей Пикассо» и «Кубикмагги» и хвалят за то, что «музыканты не боятся экспериментов со сложным жанром и сочиняют песни глубокой мысли и широкой души». А критик Александр В. Волков сравнивает релиз «Иллинойз» с дебютником… Portishead, да-да! По его мнению, «их роднит ощущение болезненной психоделичности, фантазийной необязательности безупречных инструментальных мазков и изощренности фантазии». Не удивлюсь, если «Для никого» окажется наверху в итоговых музыкальных списках года. «Иллинойзы» его целых три года писали-вымучивали, и теперь уже понятно, что не зря. К тому же в начале текущего года вокалистка и автор текстов Саша Филиппова выпустила альбом своего сайд-проекта «Рыбий день», а ныне уже записывает вокал в третий лонгплей своей главной группы, — кажется, акустический.

Но вот что показательно — «Илли­нойз» на широко разрекламированную премию «ТОП 50. Самые знаменитые люди города» журнала «НН.Собака.ru» даже не был номинирован. И еще более показательно, что на «Собаку» был не только представлен, но и победил в номинации «Музыка» рожденный в прошлом году и еще ничем особенным не запомнившийся состав «Zebra для супа». Он в народном (то есть фанатском) голосовании обогнал не только «замшевую» Таню Гуляеву и достаточно популярный фолковый бэнд Style-Quartet, но и электронный дуэт братьев Хвалеевых Moonbeam, прославленный не только на федеральном уровне, но и на мировом. Понятно, что госпожа Объективность при распределении статуэток и рядом не ночевала.

Я стараюсь отслушивать все новые релизы местных музыкантов. И скажу: в каждом жанре у нас имеются неплохие проекты, обладающие и приличными записями, и мелодической харизмой, и вообще всем, что полагается, при этом практически все они малоизвестны за пределами области. Что тому причиной? Один из очевидных признаков мастерства — умение сформулировать художественное послание внятным, образным и, что важно, современным языком. Многие на подходе к этому, но забывают, что добиваются славы и успеха лишь те, кто еще и безупречный менеджер самого себя — а последних в Нижнем крайне мало. Почти все музыканты ограничиваются записью новых треков и выкладыванием их в социальные сети. Как тут не вспомнить, на мой взгляд, гениального менеджера своей группы Дмитрия Кузнецова — это я о лидере «Элизиума». Вот кто умеет продвигать свое творчество! Кажется, ему впору открывать агентство и учить местных музыкантов современному маркетингу.

Действительно, к какому бы жанру мы ни обращались, в Нижнем найдутся достойные его образцы. Хотите чего-то милого с девичьим вокалом — пожалуйста, проект Tanya Gulyaeva’ Private Collection («Частная Коллекция Тани Гуляевой») или группа Le Monade. Есть желание послушать заумную электронику — найдите альбомы проекта KernHerbst, кстати, ребята только что выпустили новый альбом, и он — как и все, что они делают, — словно обволакивающее облако сигаретного дыма. Да и для поклонников мелодичной электроники отыщется нечто отменное — монобэнд Дани Альшевского «82–75». Легкая безмятежная музычка.

Что касается панка, то в любом городе этого добра завались, но Нижний может похвалиться лучшими образцами жанра. В роли грандов — «Элизиум» и FPG, у обеих групп неплохо развивается карьера в масштабах страны, они много гастролируют. Но подрастают и смена. К примеру, группа Александра Пушменкова Buzz Fiction. Еще года полтора назад они записывали альбомы с самопальным саундом, однако нынешний их альбом звучит если не безупречно, то очень внятно. Прогрессирует команда.

А если захочется чего-то душевного и мужского — то слушайте сегодняшнюю реинкарнацию группы Chkalov. Музыканты долго искали свое место и свою дорогу, на первых порах шли сквозь чащу и бурелом, записывая экспериментальные вещи — но сегодня вышли на залитую солнцем дивную поляну, чтобы выпустить коллекцию простых трогательных песен о любви. А еще говорят, что хэви-металлист не может быть бывшим. Может. А может быть еще и сентиментальным.

Кстати, спектр тяжелой музыки в Нижнем широк как разлившийся сейчас Дунай. Экстремальное крыло пост-хардкора занимает For You, Earth. Команда, безусловно, с репутацией породистого скакуна, побывала в турах со многими грандами жанра, в настоящее время записывает совместные сплит-альбомы с европейцами. Думаю, когда ребятам из For You, Earth будет лет по сорок, они уже будут классиками своего стиля (правда, если не распадутся раньше). Отмечу еще одну тяжелую группу, которая, скорее, проходит по ведомству прог-рока — January’s Dress, она, как и For You, Earth, имеет неслабые шансы сделать хорошую карьеру. Что ценно — обе группы поют на русском языке. Ценно — потому что в Нижнем все меньше групп, поющих на русском, все вдруг стали иноязычными. Но мы-то с вами знаем, это лишь от того, что стараются скрыть тот факт, что сказать им своим слушателям абсолютно нечего.

Тяжелую музыку в инструментальном варианте записывает Макс Константинов, его проект Max Kon тоже весьма многообещающий. Важно не скатиться в клише, подражая грандам вроде Сатриани, главное, чтобы стилистическая специализация не переходила в лощеную рафинированность, а мастерство и энергия полностью уходили на открытие новых смыслов.

Тренд сезона — писатели, стремительно оборачивающиеся в музыкантов. Новый альбом Захара Прилепина и «Элефанка» — «Переворот» — катализировал новый виток интереса к этому необычному проекту. Уже несколько клипов бродят по Сети, только на песню «Тата» сделано два видео. Но слушатель пошел язвительный, советы готов раздавать направо и налево, того и гляди замордует ими. К примеру, вот что я читаю на YouTube: «Дайте спеть Захару! Опыт подсказывает, что автор свои слова поет лучше (даже при отсутствии вокальных данных)». Запоздалые претензии — Захар не только запел, но и сочиняет для песен мелодии. Живая программа «Элефанка» уже была представлена на родине, в Дзержинске, ее увидела и киевская публика. По следам Прилепина идет его младший собрат по перу Андрей Кузечкин, он со своей командой «ИнвизЪ» только что выпустил ЕР-альбом «Реальность мертва». Правда, тут собрались музыканты с опытом поменьше, отчего материал сыроват. Но в любом случае эта запись является хорошим поводом поговорить о ней поподробнее в будущих номерах еженедельника.

Нижегородское телевидение крайне редко представляет местных музыкальных героев. Впрочем, не так давно завершился телевизионный проект «Выйти из тени», совместное детище телеканала «Домашний» и караоке-клуба Sound Hall. В намерениях проекта декларировалось продвижение нижегородских рок-групп, однако среди групп-участников с авторским материалом затесались и каверовые бэнды. Конечно, от караоке-клуба тяжело было ожидать чистоты жанра. Так до финала дошли две команды — «H1N1», поющая собственные песни, и «Каштаны iz Berlina» с диапазоном от «Валенок» до Let My People Go. Почему-то в телевизоре что ни конкурс, то обязательно караоке — что на ЦТ, что на нашем. Но отдадим должное нашему конкурсу, он спровоцировал выход из долгой тени одну из старейших местных групп — «МОПР».

Что до конкурсов — то в Нижнем появился отличный их организатор, это я о Дмитрии Смирнове. В течение прошлого года и текущего он провел несколько туров своего «Рок-таланта» в автозаводском Sound Hall’е — соревновались девичьи коллективы, хэви-команды, группы русского рока. И, кстати, я открыл для себя там очень неплохой состав — «Крик Монро», правильная музыка и искренние тексты. Конечно, любой конкурс не обходится без руды, но для того молодые музыканты и показывают себя, чтобы дать нам шанс разглядеть в темных пещерах их душ отблеск неограненого алмаза. А в «Джем-престиже» под кураторством того же Смирнова состоялся фестиваль «Молодой джаз». Джаз Смирновым понимался довольно широко — дали в числе прочих выступить и импровизационному психоделическому проекту Acid Floriani, о котором мы однажды писали.

Напоследок замечу, что чаще всего музыкантов воспитывает публика, а она в Нижнем не слишком прогрессивная и всеядная. Любит что попроще, подоступнее. А музыкант нередко слаб для того, чтобы гнуть свою линию, торить свой путь через целину — вот и подстраивается под дурной вкус народа, подлаживается, приспособляется. И можно лишь пожелать ему по-хлебниковски свиреть в свою свирель, выполняя мира рок. И тогда итоги прошедшего полугодия будут бодрее и сочнее.

Вадим Демидов