13-06-21

Экономика

Деньги города зарыты в земле

Похоже, спор между правительством Нижегородской области и администрацией Нижнего Новгорода по вопросу межбюджетных отношений завершился в пользу региональных, а не городских властей. Косвенным признаком этого является согласие администрации областного центра с тем, что у бюджета Нижнего Новгорода существуют большие резервы в несобранном земельном налоге.

Когда возникают между властями разных уровней споры по межбюджетным отношениям, власть более высокого уровня ссылается на то, что у власти более низкого уровня есть резервы в пополнении бюджета. Некоторое время назад областное правительство настоятельно порекомендовало администрации Нижнего Новгорода предельно увеличить налог на имущество физических лиц — в частности, на приватизированный жилой фонд. После того, как это решение прошло через городскую думу, непопулярные действия стали предметом гласности. Возникла социальная напряженность. Тогда губернатору Валерию Шанцеву пришлось заявить о чрезвычайной расторопности власти в этом вопросе.

Месяц назад глава Нижнего Новгоро­да Олег Сорокин заявил, что у городского бюджета есть большой резерв в сборе земельного налога. Он сообщил, что расчеты только по одной улице Рождественской показали недобор налога на землю в 22 миллиона рублей в год. Сорокин тогда задал риторический вопрос: «А сколько недополучает бюджет по всему Нижнему Новгороду?» Из заявления главы города стало ясно, что, скорее всего, областное руководство давно указывает на этот факт, но профильные структуры администрации Нижнего Новгорода пока ничего не сделали, чтобы по полной вскрыть «земельную налоговую кубышку». При этом социальной напряженности не будет.

И вот директор департамента градостроительного развития и архитектуры Татьяна Шмакова сделала краткое заявление по этой тематике. Оказывается, такие мегаполисы как Самара, Казань, Ростов-на-Дону собирают земельного налога в два раза больше, чем Нижний Новгород. При этом у них есть тренд к увеличению его сбора, а у нас нет. Шмакова для наглядности предоставила разноцветные картинки все той же улицы Рождественской, которую в данном контексте можно назвать пилотной. На этих картинках было показано, с каких земельных участков плата идет в бюджет, а какая земля находится в «резерве». Она не находится в кадастре, с нее не платятся ни налог, ни арендная плата. Шмакова по таким земельным участкам и предлагает проводить работу.

Татьяна Шмакова, долгое время работавшая в Москве, заявляет, что эту работу по обеспечению сбора земельного налога должна выполнять специализированная организация, обладающая определенной методикой. Она разработана в Самаре, Казани, Ростове-на-Дону. Надо этому учиться в этих городах или в столице. Для того, чтобы начать работу, в муниципальное предприятие «Центраград» направили четырех специалистов. Будет создан отдел, который в конечном итоге должен обеспечить поступление в бюджет Нижнего Новгорода примерно 1 миллиарда рублей земельного налога в год.

Подход к решению задачи выбран, наконец, комплексный. Оказывается, один из нижегородцев делегирован в федеральное Министерство экономического развития, где он участвует в изменении законодательства, чтобы стало легче земельный налог собирать. Шмакова все это сообщила к тому, что ее структурам надо выделить бюджетную субсидию в размере 7 миллионов рублей на начало этих работ. И это только первый этап.

Сейчас город собирает земельного налога чуть более одного миллиарда рублей. Предполагается, что выйдем на два миллиарда, что соответствует уровню ряда мегаполисов. На это потребуются средства и, видимо, несколько лет работы. Но другого пути у Нижнего Новгорода, явно запоздавшего, нет. Дело в том, что скоро у города резко уменьшатся неналоговые поступления в бюджет от продажи имущества.

В этой связи увеличение поступлений в бюджет Нижнего Новгорода от земельного налога вряд ли решит проблему межбюджетных отношений областного правительства и администрации города.

Лишь бы на не потребовалось миллиардных вливаний в нелегкое дело сборщика налогов. Иначе какой будет прок от этих сборов?

Виктор Деменев