13-06-21

Культурный слой

Нижегородский театр: чем дальше в лес, тем злее волки

История о театральной жизни столицы Приволжья и судьбе творческих начинаний

Нижний Новгород упорно заклинают городом «особо» культурным — а как же иначе? В каких-то сферах это заклинание срабатывает на «отлично», в каких-то на «хорошо». Ситуация же с театральной жизнью, как и прежде, оставляет желать лучшего. И вроде бы все в порядке, тишь да гладь — расписание спектаклей главных театров города давно утверждено — приходи и смотри. Да только оказывается вот как: во-первых, состояние тишины и относительной серости в театральном мире не есть норма, а во-вторых — не все так безоблачно, как кажется на первый взгляд. Чем дальше в «закулисье», тем сложней обстоят дела.

Проблем достаточно, но особо не дает покоя одна — в городе нет свободной театральной площадки. Нижегородским режиссерам негде показывать свои собственные, независимые спектакли — у каждого большого театра в городе есть собственная политика касательно репертуара. Иногда, правда, можно показать свою работу на малой сцене ТЮЗа или в Доме Актера, на сцене «Ящик» арт-галереи Кладовка. Но раз на раз не приходится. А вопрос с репетициями и вовсе практически не решаем.

Уж сколько велось разговоров о создании свободной сценической площадки в Нижнем Новгороде, но вопрос всякий раз остается открытым. Потому что решение именно этой проблемы оказалось непосильно сложным и дорогим, не по карману тем, кто заинтересован — рядовым актерам и режиссерам. Если кто сомневается — такая ситуация нормальной не является и приемлемой её считать не стоит. Достаточно поинтересоваться театральной жизнью любой другой провинции. Где-то там — вот, пожалуйста — и фестивали, и эксперименты, и новинки на любой вкус и цвет. Потому что есть, где репетировать и где показывать результат. У них — есть, а у нас — нет. Почему?

Кажется, для наших реалий этот вопрос из разряда вечных. Творческий процесс постоянно тормозит что-то материальное и бытовое. Проблема отсутствия площадки появилась давно и никуда не пропадала — просто действует по системе приливов и отливов: сегодня ничего, сегодня переживем, а вот завтра — уже не знаем. И за город обидно, и за актеров, и за театр. Совсем недавно ТЮЗ, гораздый на конфликты, спровоцировал очередной прилив негодования. Тут-то волков и просят на сцену.

О том, как правильно испортить праздник

Отсутствие подходящей площадки не смогло полностью отбить желание экспериментировать. С целью познакомить зрителей с современной драматургией два года назад был придуман проект «Драма_talk». Раз в месяц в литературном кафе «Безухов» нижегородские режиссеры представляли читки современных российских пьес, которые активно обсуждались зрителями — и теми, кто «в теме» и теми, кто зашел «на огонек». В общем, свой зритель у проекта сформировался.

17 июня завершился второй сезон проекта. Закрывал его показ эскиза спектакля по пьесе Ярославы Пулинович «Как я стал…» в постановке заслуженной артистки России Елены Фирстовой, режиссера и актрисы нижегородского ТЮЗа. В прошлом году Елена Фирстова уже представляла пьесу Ярославы Пулинович «Я не вернусь». И тоже это была не читка, а эскиз спектакля, который впоследствии был доработан и показан на нескольких нижегородских площадках (малая сцена ТЮЗа, в театре «Пиано», на сцене «Ящик»). И это случилось впервые — в рамках проекта родился спектакль. В репертуар театра постановка, тем не менее, не вошла. Сейчас её уже не существует. Новую работу Елены Фирстовой вряд ли ждет лучший исход, по крайней мере, в стенах родного театра. Тем более, что еще во время репетиции спектакля «Как я стал…» руководство ТЮЗа ясно дало понять, что этот спектакль в театре не нужен. Репетировать его также было запрещено.

Выход все же нашелся — работа над постановкой была продолжена в стенах академического театра драмы имени Максима Горького. Одну из ролей в спектакле исполняет актриса этого театра, заслуженная артистка РФ Тамара Кириллова. Премьера в «Безухове» состоялась, и, надо сказать, прошла на ура, несмотря на явную угрозу срыва. По каким причинам Елене Фирстовой (проработавшей в ТЮЗе более тридцати лет) и артистам не дали подготовить эскиз спектакля — остается загадкой.

О том, как правильно использовать возможности

Говорить о спектакле «Как я стал…» и о режиссуре Елены Фирстовой стоит раздельно. И вообще лучше начать с конца — то есть с традиционного обсуждения после читки. Главный вывод вечера — пьеса написана «молодыми для молодых». И спектакль получился современным, не оставляющим равнодушным — нельзя представить более органичного действия на «сцене» кафе, где зритель такой свой.

Вообще, к слову о современности. Сама Елена Фирстова считает, что пьеса — она либо современна, либо нет. Вне зависимости от времени написания диалогов. Достаточно верно расставить акценты, раскрыть зрителю то, что он хочет видеть. А зритель в свою очередь хочет видеть, чтобы было про него и про «того парня». Сюжет, написанный Ярославой Пулинович, достаточно предсказуем — несложно догадаться, каким будет следующий шаг каждого из героев, но от этого зритель не перестает думать, просчитывать ходы — а как бы поступил я?

Талантливая режиссура и игра актеров сделали свое дело. Помимо Тамары Кириловой в постановке принимали участие и молодые актеры — Никита Чеботарев, Анна Лебедева и Светлана Аникина. Быть еще ближе к героям пьесы едва ли возможно — и в прямом, и в переносном смыслах. Размеры площадки в «Безухове» этой постановке только на руку.

После премьеры «Как я стал…» много говорили о том, как хорошо, что талантливо, актуально, понятно, доступно. Пока что доступно. Пока есть «Драма_talk» — а ведь следующего сезона может и не быть. Эскиз показанной пьесы впечатлил лично меня, и многих, пришедших тогда на закрытие второго сезона проекта. Хотелось бы по привычке посоветовать лично сходить и посмотреть на работу нашего нижегородского режиссера и актеров — да вот только когда и где мы увидим эту постановку в следующий раз (да и увидим ли) — неизвестно.

Людмила Вожакова