13-06-21

Экономика

Ностальгия или амнезия?

В последнее время многие стали частенько вспоминать экс-губернатора Нижегородской области Геннадия Ходырева. Дескать, и трава при нем была зеленее, и вода мокрее, и дивушки — моложе. Удивительный феномен памяти — забывать все плохое, оставляя исключительно позитив. Следуя логике высказывания, предыдущий губернатор должен казаться нам лучше прежнего. Так ли это? Давайте скажем об этом пару слов.

Сейчас в административном плане бизнесу стало легче, чем при предыдущем губернаторе. Но и чиновники в ангелов не превратились

Вопросы, лежащие в плоскости психологии, полны иррационализма. Это как кривое зеркало, которое сколько ни крути, правды не покажет. Поэтому и попытка представить Геннадия Максимовича во «всем белом» — без коррупционных скандалов, без наглых варягов со стороны — больше похожа не на исторический очерк, а на фантастическую повесть.

Например, почему сегодня, в отличие от времен Ходырева, стало меньше коррупционных скандалов, связанных с высшим руководством — губернатором, министрами? Замечания к работе есть. Никого из высокопоставленных областных вельмож пока не судили, тогда как в ряде регионов РФ чистка идет по-крупному.

Не назвал бы я случайностью и сводки последних лет с информационных лент региона: то завод строится, то ещё что-нибудь. По данным «Росстата», реальная покупательная способность выросла в два с лишним раза. Например, на прошлой неделе «Оргхим» открыл в Урене новое производство — единственное в России, второе такое существует лишь в Германии — так там зарплаты доходят до 60 тысяч рублей. Может быть, все-таки сегодня не всё так уж плохо, а в прошлые годы далеко не всё было так уж хорошо? Даже «кузнецовский недострой» не раздражает — там появились строительные краны, засуетились рабочие.

Что по этому поводу думают, например, бизнесмены — обычно самые ярые противники любой власти? Бизнесмены, в отличие от журналистов, не падки на сантименты. И они в один голос говорят о том, что при Шанцеве реализовывать проекты с административной точки зрения стало легче. Говорят, что срок рассмотрения сократился с 2–3 лет до 2–3 месяцев. Что ж, аргумент для бизнеса весомый, хотя я никогда не поверю, что чиновники стали «ангелами», и желающие «нагреть руки» исчезли.

Главную оценку работе губернатора всегда дают люди. В отличие от Геннадия Ходырева, Валерий Шанцев, объективно, более весомая фигура, что признают и вечные оппоненты — коммунисты, и обиженный правдоруб Хинштейн. Социологи не так щедры на оценки, но цифрами делятся охотно. Фонд «Открытая социология» недавно заявил, что в декабре 2012 года уровень в целом позитивных оценок деятельности губернатора достиг рекордного значения за 5 лет и составил 82,5%. Местные социологи всерьез обсуждают причины, по которым рейтинг Валерия Шанцева находится на одном уровне с рейтингом лидеров национальных республик — Татарстана и Башкортостана.

Очевидно также и то, что Ниже­городская область за последние 8 лет превратилась из второсортного региона, ностальгирующего по былому статусу «локомотива реформ», в развивающийся субъект РФ. С точки зрения стороннего наблюдателя это было сделано как-то исподволь, «само собой», без шума и пыли — бюджет области вдруг утроился.

Но, конечно, имеются сложности. Например, накопленный ущерб в жилищно-коммунальном хозяйстве, доставшийся в наследство от прежних времен. Решить эти проблемы за несколько лет невозможно. Нужны огромные ресурсы. Отчасти напрягает увеличившийся государственный долг, но специалисты утверждают, что он почти в два раза ниже, чем допускается законодательством. Можно таким образом проанализировать любую региональную проблему, и обнаружить, что какие-то подвижки в сторону ее решения есть…

Главное нам не спутать ностальгию с амнезией.

Александр Серов