13-06-21

Политика

О бусах не спорят

Нижний Новгород готовится по-папуасски продешевить

Городские власти Нижнего Новгорода испытывают неподдельную радость. Как дети, которые себя плохо вели весь год, но Дед Мороз все равно принес им подарки — свободные земельные участки с коммуникациями и миллиард в бюджет.

Томагавк в руке Олега Сорокина — оружие настоящего индейца

Нижний Новгород давно не был в таком отчаянном положении. Доходы городского бюджета так скудны, что о развитии все уже забыли думать — лишь бы не уронить штаны, чтобы не явить стране и миру свой срам. Город стал похож на бедняка, который с радостью кидается поднимать из дорожной пыли кем-то оброненный рубль. Например, миллиард за военные городки, которые могут привлечь застройщиков. Правда, как отрезвляюще решили депутаты Городской думы, этот рубль нам в дорожную пыль еще никто не бросил, поэтому делить шкуры не только неубитых, но и нерожденных, как метко высказался депутат Фельдман, медведей — не их метод. Депутаты утерли скупую слезу и отказались пока включать армейский миллиард в доходы бюджета.

Сила слова

История с десятью минобороновскими городками началась вовсе не сегодня. По словам главы Нижнего Новгорода Олега Сорокина в интервью на сайте гордумы, к успеху единственного российского города, которому Минобороны отдало землю, шли цивилизованно: «Мы достаточно долго вели переговорную работу, и в 2011 году приехала комиссия Минобороны, члены которой собственными глазами увидели всю эту «красоту». Понятно, что такое безобразие в центральных районах Нижнего Новгорода позволить себе не может никто, тем более такое уважаемое ведомство. Нам удалось найти общий язык и произвести практически обмен. У министерства обороны есть необходимость в строительстве в Сормовском районе военной базы и военного городка. Порядка 300 га земли на эти цели мы смогли им выделить. Взамен мы получили десять земельных участков, которые расположены в разных районах города».

Не ценим мы главу города — вон как легко он раскачал такую структуру, как Минобороны, на подачки! Кому это еще под силу? Они портянки додумались отменить только три века спустя, а тут прямо через год после вступления в должность Олега Сорокина приезжают в Нижний Новгород, ужасаются отсутствию клумб в военных городках и полному запустению, принимают прогрессивное решение. То есть то, что у нас полтора авианосца и снаряды рвутся — это их не ужасает, а вот благоустройство расстраивает.

Стоит отметить, что прогрессивные решения принимались, видимо, в эпоху работы в должности министра господина Сердюкова. Федеральное следствие как раз выясняет все тогдашние достижения армии на ниве распоряжения госимуществом, накопления ювелирных ценностей, творений художников и прочих подсудных эпизодов. И потому за фактом получения десятка военных городков всегда будет маячить пятно минобороновских скандалов и страх, что потребуют все вернуть. Видимо, эти мысли и помешали депутатам городской думы принять в статью доходов армейский миллиард за сормовскую землю. Ну, мало ли что? Включим, посчитаем миллиард, освоим в своих мечтах, а его и не будет.

Сговорчивее папуасов

Разумеется, миллиард рублей в бюджете Нижнего Новгорода — вовсе не лишний. И его получению город, который вдруг осознал, что у него завтра общественный транспорт встанет из-за долгов и отсутствия денег, очень рад. Однако стоит вспомнить, что город с прорехой в кармане уже имел гордость отказаться от более внушительных сумм за городскую землю. Мол, гроши. Итак, немного арифметики.

Помнится, что за 30 га земли на месте бывшего совхоза «Цветы» «Базовый элемент» Олега Дерипаски был готов выложить 1,1 млрд руб. Компания была готова застраивать землю в поле, получив участок без коммуникаций. О том, кто и за какие деньги строит ЖК «Цветы» — читайте в ранних публикациях «Новой» в Нижнем». Ну и наконец, региональный оператор компании ПИК предлагал за 22 га в Автозаводском районе рекордные 1,7 млрд руб. Тоже в итоге не срослось.

Вспомните новую стратегию городских властей при распродаже земли, которой очень интересуются федеральные следователи. Стартовые цены на аукционах стали так малы, будто торгуются участки в каком-нибудь заштатном городке. Потом заявляется одна компания и приобретает вкусный участок именно по стартовой цене, то есть в ущерб бюджету

Что такое десяток военных городков? Это 88,5 га городской земли не на отшибе и не в поле. Смотрите какие адреса — улицы Анкудиновская, Краснозвездная, Родионова, Вязниковская, проспект Гагарина, Нижневолжская набережная, Московское шоссе и другие. И что важно — это участки с коммуникациями. И вот за это город может получить в сумме всего-то 1 млрд рублей? Да это практически за бусики и зеркальце! Мы стали сговорчивее папуасов.

А теперь вспомните новую стратегию городских властей при распродаже земли, которой очень интересуются федеральные следователи. Стартовые цены на аукционах стали так малы, будто торгуются участки в каком-нибудь заштатном городке Лукоянове. Потом заявляется одна компания и приобретает вкусный участок именно по стартовой цене, то есть в ущерб бюджету.

Вопросов больше, чем ответов

В истории с земельными участками до сих пор много непонятных эпизодов и вопросов без ответа.

Что именно будет построено на месте каждого военного городка?

Как удалось так быстро оформить документы, если, по мнению экспертов, военные обычно даже межевание не могут сделать оперативно?

Если документы еще не готовы, то почему мы ждем миллиард?

Почему военные согласились на огромный участок в Сормовском районе, если они не являются застройщиками, а обычно приобретают квартиры в домах с 70–80% готовностью? Им кто-то построит это жилье — 1,8 тыс квартир? Кто именно?

Что же будет в итоге? Пожалуй, это единственный вопрос, ответ на который легко можно сформулировать.

Сорокинский бизнес вовсе не был предан забвению увлекшимся вдруг муниципальным управлением босом. Компании ведут застройку крупнейших жилых комплексов, есть виды на возведение вместо доступных городских рынков торговых центров. Проекты активно удобряются бюджетными тратами на инфраструктуру. Под окнами далеко не элитных «свечек» пройдет Чемпионат мира по футболу. Если хватит денег — проведут метро. Дела идут в гору! Ну, немного покусывает следствие — все терпимо ради нужных результатов.

Депутаты не имеют смелости прижать своего спикера к стене и спросить его о причастности ко всем волнующим процессам. Негласный закон депутатов: не мешай чужому бизнесу, если не хочешь, чтобы мешали тебе. Он и погубит гордуму этого созыва. У господина Сорокина все будет хорошо, даже если все пойдет плохо. Если все обойдется, и не надо будет несколько лет думать о своем поведении за бюджетный счет, то недвижимость во Франции скрасит заслуженный отдых.

Городская дума при этом уже понимает, что ее место во всей этой паутине земельно-строительных интересов — сторона. Депутаты долго ждали, задрав клювы, что с барского стола им будут падать крохи бюджета, которые можно будет носить на свои округа и там тратить на покраску лавочек, детские городки и прочие богоугодные занятия. Ну, чтобы было, чем отчитаться, и если очень понравилось быть депутатом — переизбраться. Но с барского стола ничего им не упало — была показана только фига. Гнев депутатов растет, они кусают за ноги. И оборачивается гнев против главы администрации Олега Кондрашова. При том Олег Валентинович разводит руками — мол, глас народный из-под стола раздается, надо уважить.

Кондрашову сегодня не позавидуешь. А завидовать ли Сорокину — решайте сами.

Денис Никифоров