13-07-05
Культурный слой
Игорь Чурдалёв: «Улица Покровская текла до меня — продолжит бег и после»
Родился в 1952 году в семье военного моряка. С детства живет в Нижнем Новгороде. Служил в армии, окончил филфак ГГУ. В 80-х годах публикует подборки стихотворений в региональной и центральной периодике, издает два поэтических сборника («КЛЮЧ», 1983, ВВКИ; «ЖЕЛЕЗНЫЙ ПРОСПЕКТ», 1987, М., «Современник»). В 1988 году принят в Союз писателей СССР. Третью поэтическую книгу издает в 2002 году («НЕТ ВРЕМЕНИ», НН, «Принт-Экспресс»).
С 2007 года публикует на страницах «Новой» в Нижнем» эссе и очерки.
Байкер-НН
В Нижнем всё спокойно. Всё мертво.
Город, на Горыныча похожий,
засыпает. Мелкое метро
еле бьется под шипастой кожей.
Как под землю, мир ныряет в ночь,
в тусклый морок, длящийся веками.
Изредка лишь вздрогнет и всхрапнет
байкерскими зверскими движками.
Всадникам неведомо, поди,
что за дульсинея приказала
наряжаться в рыцарей среди
безнадежно спящего базара,
гнать по лучевым до кольцевых,
далее, ведомыми лишь фартом,
рассекать на чопперах своих
прах Руси, враждующей с асфальтом.
Просто каждый сам себе король,
просто страшно околеть в постели,
если просто рок — и рок-н-ролл,
ветер, путь и воля — больше цели.
Гибель их мгновенна, жизнь быстра.
На одном из мокрых поворотов,
может быть, ещё прибьюсь и я
к стайке неприкаянных пилотов.
С тыла пусто, впереди черно.
Можно, сквозь оставшиеся годы
улетать во тьму ни для чего,
просто ради Бога и Свободы.
По любому — нет пути назад,
а про риск и скорость — это бросьте.
Смерти не успевший осознать,
в сущности, не умирает вовсе.
***
Полёт вороны над Окой
Река, Ока, широка — эти рифмы
истоптаны, как
снег у моста. Спазмом своим строка
их отторгает. Просто скажу о том,
что над мостом
летает
птица. Издалека
кажется, что это только
битый пиксель дня,
нервно пульсирующий от восторга
собственной лёгкости в мониторе
окна.
Кто она? —
явно не из парящих
и перелётных, тощая, испитая —
слишком хлопочет крыльями,
слишком прячет
вектор полёта, шарахаясь и петляя,
цель свою силясь в фокусе сохранить.
Вся затрепещет —
и кажется, что она
вроде и взмыть непрочь, но как будто
нить
к лапке её озябшей прикреплена.
Штрих этот вдруг растворяется
небосклоном,
а приглядишься вновь и увидишь —
вон он,
в тщетной попытке кануть в пустую
даль.
Это ворона,
суть — измельчавший ворон,
дщерь вещунов, потерявших свой
тёмный дар.
Что с незаоблачной видится высоты?
Плоскости, линии. Льды, полыньи,
мосты.
Схема лишенная глубины, основа
фона для расположения крох
съестного.
И траектория ломкая объяснима
связью между полётом и коркой
хлеба —
именовать судьбой эту связь нелепо.
Вдруг заплутавший вихрь пролетает
мимо,
даже бескрылое поднимая в небо.
Крутятся лопасти смерчей его
жестоких,
всё что во льды не вмёрзло,
что не пришито
насмерть к пейзажу — на вихревых
потоках,
рвётся на юг, где вдоволь тепла
и жита.
А надо льдом Оки исчезает мост,
собственно, и река исчезает тоже,
лишь завихренья, извилистые как
мозг,
враз ниспадают завесой сплошной
пороши.
Всё пропадает из виду.
Но ввиду
сумерек — это с порядком вещей
в ладу.
Всё исчезает, но продолжает
сниться,
стало быть, так написано на роду —
всё исчезает, кроме незримой нити
и кома перьев, остывающего во льду.
* * *
Над Большой Покровской дождь
повис.
Небо разбухает, намокает.
Низко опустившаяся высь
что трамвай искрит и громыхает.
Вдоль бордюра мчит бумажный чёлн —
повезло тоскующей газете.
Улица воистину течет
под уклон —
как жизнь, как всё на свете.
Капель шквал с неё смывает пыль.
И сверкают самоцветы окон,
даром, что купеческий ампир
точно голубь вымокший нахохлен.
Так, меж бликов блёсткого стекла,
медленно клонясь от Главной почты,
улица Покровская текла
до меня — продолжит бег и после.
И во льды эпох, как мезозой
вмерзнут навсегда в грядущих стужах
тени танцевавших под грозой,
юных, бьющих степ в июньских лужах.
Но пока июнь при нас, друзья.
Без чечётки — впрочем, шагом чётким
сквозь него ещё иду и я
в такт дождю. И нет зонта. И чёрт
с ним.
Иерусалим
В коленах улиц Иерусалима,
где в лабиринте одного базара
сошлись все веры мира, все эпохи,
все языки Земли —
искал и я
бесспорных истин, очевидных
смыслов
стезей прямых, ступеней восходящих,
ведущих из Геенны на Голгофу.
Но шумный торг сбивал меня с пути.
И символы бесчисленных религий,
болтаясь на гайтанах и цепях
подобно гроздьям рыночной лозы,
мне застилали взгляд сусальным
блеском.
Семинарист армянский объяснил,
что нужно мимо… и тотчас отвлёкся,
поскольку замарал подошву кровью —
арабы здесь зарезали барана,
харчевня их обильно источала
тьму ароматов — специй смачный
чад
мешался с духом конопли паленой.
И сам, полдневным зноем опален,
за столиком под римскою колонной
я помянул десятый легион
водой со льдом, но только под уклон
пустилось солнце, отступать не склонный,
продолжил путь —
сокрывший взгляд нахала
в потемках линз, любуясь на ходу
цветеньем юных дочерей Цахала,
несущих автоматы грациозно
над пеплом вечно тлеющей вражды.
И заплутал опять.
Роняя пейсы
из-под полей весьма лощеной шляпы,
хасид мне указал налево там,
где протестантский чернокожий пастор
какого-то неведомого толка
указывал направо.
Наконец,
я сдался — и на иродовы плиты
устало опустился. В их щербинах
и трещинах как бы сквозили знаки
невероятно древнего письма
и складывались в слово
«безнадёжность»,
которое я не прочел, но понял.
Пустынный купол неба остывал.
Предо мной простёрся Божий город.
К его стопам ползли ряды могил
в надежде тщетной. И тогда
я вспомнил
о тех кого любил и трижды предал,
пока петух зари не возгласил.
Должно быть, в круговерти мира есть
пути, что различимы лишь сквозь
слёзы.
которые уводят нас туда,
где нам дано прощенье — как свобода
от упований, от самих себя,
куда побрёл я, больше не гадая
о чем евреи плачут у Стены,
зачем пытают камень безответный.
Морское течение
Бог мне был явлен морем — во время
оно,
в коем, объятый водами как Иона,
не устрашась глубины и бурливой
пены,
я, малышом, с пирса ловил селёдок,
вздрагивая от лая подводных лодок,
борт отца узнавал по хрипотце
сирены
и улетал сердечком навстречу судну.
Бог мне был явлен морем — кругом,
повсюду.
Может быть, в море выйти затем
и надо,
чтобы понять: если мелочь не застит
взгляда,
то горизонт предстаёт бесконечным
кругом,
а не чертой, разлучающей север с
югом.
Все, чем раскрашен глобус, сейчас за
будьте.
Между морями Баренцевым и Чёрным
скрыты проливы, неведомые учёным —
и субмарина всплыла в Балаклавской
бухте.
Там и поныне плещутся наши флаги?–
лучше уж в листригоны, чем в
лотофаги…
Там и поныне под крыльями чаек белых
спит мой отец, зарыт в каменистый
берег.
Он завещал мне кортик, бинокль от
Цейса,
звенья из стали отечественного
ГОСТа —
жесткий хребет, в котором согнуть
не просто
семь поколений русского офицерства.
В этом есть всё, что стоит нести
с собою –
море, до края наполненное любовью
непреходящей, немеркнущая отвага,
камень в тени скорбного кипариса,
слово, не истлевающее, как бумага —
твёрже гвоздя, на котором клинок
Улисса
над изголовьем юноши Телемаха.
Знаю течение и помощней
Гольфстрима –
вряд ли стремнина эта остановима.
Но — не в обиду аду и райским
кущам –
я бы остался в море, вечно текущем
мимо эпох докучных, времени мимо,
не «до», не «после» — вне нашей и
вашей эры,
где я качаюсь, древнее жрецов
Кибелы,
голый, меж скал, в прибое, как
в колыбели,
в ритме Гомера, с бутылкой местной
мадеры.