13-07-05

Культурный слой

Новая инициация

KernHerbst — Labyrinth, 2013

Экспериментальный эмбиент-проект KernHerbst выпускает по альбому в год, и «Лабиринт» — свежая работа. По мнению лидера группы Кирилла Ужогова, альбом концептуально продолжает поиски прежних альбомов «Объяли меня воды до души моей» и «META-Seti». Если первый был посвящен кризису сознания, состоянию «черной ночи души», второй — метафизическому поиску дружеских сигналов из других реальностей, то в «Лабиринте» речь идет об инициации.

Лабиринт — одна из самых древних моделей инициации. Маршрут культового шествия. Крестный ход. Паломническая дорога. Путь в классическом лабиринте должен завершиться в определенной точке — при условии, что герой добрался до пункта назначения. Если миссия выполнена, то следует возвращение от конца в начало. Но, разумеется, из лабиринта человек выходит уже не тем, какими был до. Альбом неоднородный — столь же различными могут быть этапы путешествия по лабиринту.

Ужогов настаивает на том, что альбом в чем-то языческий. Названия треков отсылают к самым разным географическим и социальным понятиям. «Maa» — диалект, на котором говорят в Кении и Танзании. «Kolo» — танец южных славян. «Nostos» — греческий аналог приветствия «добро пожаловать». «Soma» — ритуальный напиток из ведической культуры.

На этот раз над альбомом колдовали вчетвером, кроме Ожогова в нем приняли участие Антон Помелов, Руслан Фатехов и Леонид Отдельнов. В альбоме много гитарных импровизаций — большей частью это проделки Отдельнова. По-прежнему гитары нанизываются на обрывки разговоров, шумы, шорохи, которые добавляют мистического колорита этой обволакивающей музыке.

В треке «Да-Да» используется запись телефонного разговора Шостаковича и Ойстраха. Кирилл рассказывает, что вырезал эпизод, где композитор говорит слово «да», и зациклил его — получился почти случайный дадаизм. А в остальном «кернхэрбсты» используют слова «совершенно нечленораздельные», добиваясь эффекта разговора на неведомых языках. В композиции «Дождь» жена Кирилла поет дочери колыбельную, и лидер KernHerbst’а ее записал на диктофон. В колыбельной пелось о том, как свадьба изменит жизнь невесте — ее после свадьбы повезут в далекую деревню, где постоянно идет дождь.

— Вообще в русской традиции, — объясняет Кирилл, — свадебный и погребальный обряды с мистической точки зрения едва ли были не об одном. Место, где всегда идет дождь и чужая далекая деревня — это ведь на самом деле образы смерти. Невеста умирает для старой жизни, чтобы родиться для новой — в семье жениха, в его мире.

— А самому тебе приходилось проходить инициацию?

— В наши дни очень много обрядов, пусть и потерявших смысл — но мы все равно их проходим. Та же свадьба, то же венчание, то же рождение или причастие ребенка — каждый из этих моментов особенный. И все — инициация. Многое из этого было со мной. У каждого свой экспириенс. Кто-то пробыл в лесу три дня и изменил взгляд на мир, кто-то духовную практику совершил.

— Что для тебя «лабиринт»?

— Место, где ты можешь найти себя. Но в то же время можешь и легко потерять. Но если прошел лабиринт до конца и вернулся живым — молодец. Прошел ту самую инициацию, еще один шажок сделал… Но дальше будут уже иные испытания — еще сложнее. А пока ты находишься внутри лабиринта, тебя окружает темный лес, вокруг одни загадки и опасности, можно запутаться и заблудится.

И вот новый альбом KernHerbst как раз о ситуации, когда ты еще не знаешь, выйдешь ли из лабиринта живым или потеряешься в нем навсегда. Хочется думать, что эта музыка поможет отыскать верный выход.

Вадим Демидов