13-07-05

Экономика

Вкусный кусок «баранки»

В Нижнем Новгороде может начаться борьба с нелегальными таксистами

Комиссия гордумы Нижнего Новгорода по транспорту и связи обратилась в правительство Нижегородской области и администрацию города с требованием установить реальный контроль за работой такси в областном центре. Чего хотят добиться народные избранники?

В середине 90-х годов ваш покорный слуга брал интервью у тогдашнего директора таксомоторного парка № 1 Нижнего Новгорода Алексея Гойхмана. Лейтмотив речей Гойхмана был такой — нелегальные таксисты (они же «бомбилы») заполонили весь Нижний Новгород и не дают нормально работать таксистам легальным, которые платят налоги, проходят мед- и техосмотр. Прошло почти два десятка лет, а «картина маслом» все та же, причем с теми же персонажами.

Как вообще за эти годы выжили как класс таксисты легальные — уму непостижимо! Ведь пассажир в подавляющем большинстве случаев выбирает перевозчика, руководствуясь дешевизной проезда и быстротой доставки авто к месту вызова. Он, что же, должен быть патриотом страны до такой степени, чтобы личным примером помогать государству собирать налоги, которое то собирать не может или не хочет? Другой вопрос, почему же государство пустило этот вопрос на самотек? Внятного ответа за все эти годы так и не получено. Как-то руки не доходили. В итоге, сегодня в Нижнем Новгороде только каждый десятый так называемый таксист является легальным перевозчиком…

По данным заместителя председателя нижегородского отделения межрегионального профсоюза «Таксист» Владимира Домрачёва, примерно из 16 тысяч перевозчиков, осуществляющих свою деятельность в Нижнем Новгороде, легально работают порядка 2,5 тысяч физических и юридических лиц.

Пару лет назад в этой области наметились изменения. На федеральном уровне был принят закон, который, как казалось, строго регламентировал работу перевозчиков. Заговорили о лицензиях и (о, ужас!) счетчиках проезда в такси! «Неужели вернутся советские времена?»- зашептались рядовые горожане. Однако, как сейчас выясняется, тревога оказалась ложной. Если, как принято считать, законы в России мало кто выполняет, то почему таксисты должны были ринуться со всех ног выполнять предписания закона «О такси»?

По мнению Владимира Домрачева, причиной сложившейся ситуации стало отсутствие в федеральном законе пунктов, регламентирующих деятельность диспетчерских служб. «Нужно предпринимать действия в отношении организаторов подобного беспорядка — диспетчерские службы находятся полностью в нелегальном секторе, они сами не имеют лицензии на пассажирские перевозки и представляют услуги нелегальных таксистов», — кипятился профсоюзник.

Владимир Домрачеев полагает, что действия такого рода диспетчерских служб могут рассматриваться по статьям Уголовного Кодекса «мошенничество» и «оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Но не рассматриваются.

Алексей Гойхман считает, что в Нижнем Новгороде существует «целая армия нелегалов, которые ежедневно выезжают на линию на непонятно каких машинах, однако выловить такую массу нелегалов невозможно — нужно действовать против диспетчерских служб, которые не имеют собственных таксомоторов, но срывают умопомрачительную маржу и являются, по сути, криминальными структурами».

Председатель комиссии по транспорту и связи привел характерный пример работы диспетчерских служб. Например, часть из них имеют договоры на оказание услуг связи. «Какую связь они имеют в виду?» — безнадежно вопрошал депутатов Алексей Гойхман.

«Из всей армии такси в Нижнем Новгороде только 10% перевозчиков лицензированы и работают организованно, — продолжил свой обличительный спич Гойхман. — Мы не выполняем ни один закон о такси и говорим, что оно у нас есть. Многие города в этой отрасли сегодня наводят порядок. Начала этот процесс Москва, откликнулись Пермь и Казань. А мы теряем не только огромные деньги, но и целую транспортную отрасль».

Так почему же никто не наводит порядок в этой сфере нижегородской экономики? По словам депутата, представители ГИБДД, транспортной инспекции, департамента транспорта администрации города в один голос под тем или иным предлогом отреклись от функций контроля за нелегальными таксистами. Не найдя концов, Алексей Гойхман принял решение подключать к решению проблемы тяжелую артиллерию в лице чиновников областного правительства. Больше найти правды пока нигде не удается. Я прекрасно понимаю, что кроме функций собственно народного избранника Алексей Гойхман по факту является одним из самых известных в Нижнем Новгороде предпринимателей, который занимается в том числе и таксомоторным перевозками. Поэтому депутат, судя по всему, старается и личный интерес не забыть. Кроме того, в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года город, безусловно, должен иметь такси мирового уровня, а не убогую пародию на таксомоторные перевозки. Другое дело, что победить нелегалов будет безумно трудно. А если еще в ходе предстоящей борьбы «Гойхман и компания» перегнут палку, в результате чего в Нижнем останутся только легальные таксисты с безумными ценами на услуги вместо дешевых, но небезопасных нелегалов, избиратель Гойхмана его точно не поймет. Да, нелегалов много, но среди них существует реальная конкуренция, не позволяющая задирать цены на перевозки до небес. Удастся ли депутату достойно пройти между Сциллой общественного долга и Харибдой частнособственнического интереса, и не окажутся ли граждане опять побежденными в борьбе нелегалов и бизнес-депутатов? Ведь наверняка можно найти способ сохранить низкие цены на такси и одновременно легализовать их деятельность.

Сергей Анисимов