13-07-12

Общество

Константин Барановский: «Людям нужно дать гораздо больше возможностей, а они уже выберут, что им интересно»

Кто такой «простой» нижегородец и чем он хуже «сложного»? Во второй части сообщений с «Культурного фронта» от 20 июня — точка зрения Константина Барановского, гуманитарного технолога. О власти, которая никого не хочет слушать, и о том, как правильно поддерживать чужие начинания.

Все люди имеют разные способности к восприятию и пониманию культуры, но каждый обладает равными правами. В том смысле, что каждому человеку нужно дать шанс увидеть, услышать и понять. Ведь даже мы с вами сейчас, рассуждая о культуре, заранее отсекаем некие её пласты. Мы, говоря о культуре, подразумеваем, скажем, джаз-музыку. Но, простите, есть разная культура. И у меня к власти претензия как раз с этой точки зрения. Есть множество людей, у которых жизненная стратегия проста: семья, работа, собака и так далее. Но при этом они замечательно разбираются в кофе и варят его на уровне Славы Гусара или занимаются военно-исторической миниатюрой и знают массу всего, чего я, например, не знаю. Хотя угадать такого человека на улице практически невозможно. Наша власть, как муниципальная, так и региональная, почему-то считает, что разговаривать с такими «простыми» людьми нужно невзыскательно.

Городские праздники, организуемые властью, отличный тому пример. Как у нас обычно проходят городские праздники? Сплясали полуголые нимфетки, вышел полузабытый Кай Метов, спел — все счастливы. А у меня есть хороший вопрос: а у людей вообще спросили, чего они хотят видеть? Понятно, что они пришли и ревут от восторга — потому что им больше ничего не остается. Возьмем в качестве примера два последних фестиваля в Нижнем Новгороде — фестиваль немецкой культуры и русско-польский культурный форум. Русско-польский культурный форум был любопытным. Он заключался в том, что «шишки» пообщались между собой. …То есть не пригласили ни польскую диаспору, ни кого-либо еще. Еще был замечательный и чудесный фестиваль «Висла». Но опять же — современный польский кинематограф гораздо шире, и включает в себя куда больше, чем те фильмы, которые были показаны. То есть и в этот раз за людей решили. А зачем им смотреть, к примеру, польские детективы?

С немецким фестивалем получилось также. Скажем, почему бы не пригласить Тиля Швайгера? Ведь он снимался не только в «Бесславных ублюдках», но и в «Красавчике», «Достучаться до небес» и ряде романтических фильмов, которые с удовольствием посмотрели бы девушки от тринадцати до шестнадцати, и после тридцати пяти. Это актер мирового уровня, это немецкий актер, это современная немецкая культура — давайте его пригласим! Но ни у кого не возникло мысли даже о том, чтобы показать кино. Не то, где человек сам себе в рот засовывает ногу и при этом думает о судьбах вселенной (такие фильмы тоже нужны, на них будем ходить мы, те, кому это интересно). Но почему бы не показать для простых людей мелодраматические истории, которые им интересны? И почему это не культура? Почему бы не сделать фестиваль, в котором будет еда, музыка и так далее. Да, на русско-германский фестиваль оркестр приехал. Но почему это не был, к примеру, оркестр берлинских пожарных, который шикарно играет?

У власти есть какой-то свой конструкт. И она в этом конструкте отлично живет. Поэтому и начинаются всевозможные разговоры о том, что простым людям ничего не нужно, да и сложным людям, собственно, не нужно тоже. Никому не нужно. Я не думаю, что это очень правильно. Ночь музеев, опять же, показала, что люди ходят в музей, им это интересно. Люди по пять часов стояли в очереди, чтобы что-то посмотреть. Это уже показатель. Кто на эту ночь музеев пришел? Масса совершенно простых, незатейливых с виду людей. Так было и в этом году, и в прошлом. Когда открыли экскурсию по городской стене, туда пошли обыкновенные мужики — пузатые, с дитями и мороженым. Людям нужно дать гораздо больше возможностей, а они уже выберут, что им интересно.

Еще один пример: когда я был на премьерном спектакле «Двенадцатой ночи» Уильяма Шекспира, туда привели школьников (класс, наверное, седьмой). Я приготовился к худшему… Но нет. Они сидели, открыв рот и выкатив глаза. Это и были простые нижегородцы. Люди понимают: Шекспир — это искусство, Шекспир — это классика. И они это потребляют. Но также можно было бы поставить какого-нибудь «Очень чересчур женатого таксиста» и все эти люди снова пришли бы. Потому что для них поход в театр — некое действо, они приходят и иногда не знают — то, что им показывают, это не есть театр, не есть культура. Я за то, чтобы показывать этим людям, что есть театр и что есть культура — и они будут ходить и потреблять. И будут просвещаться.

Что касается моего вклада в культуру, в создание того, что будет потребляться — здесь я по большому счету и есть тот самый потребитель. В каких-то мероприятиях я участвую, поддерживаю чужие начинания, когда есть возможность. Публикую материалы о происходящем в тех СМИ, где я работаю. И я, возможно, делаю чуть ли не главное — плачу деньгами за все эти миноритарные начинания. Как это ни парадоксально — в театре Zooпарк, например, я знаю всех, но всегда, когда я хожу к ним на спектакли, покупаю билет. Я стараюсь приводить с собой как можно больше людей на мероприятия, покупать книги наших авторов.

Я думаю, что в этом тоже есть своя правда. Я, к примеру, знаю магазинчики, которые умирали, потому что люди переставали туда приходить. И я знаю магазинчики, в которые люди ходят до сих пор, и они живут. Ходят потому, что им там нравится атмосфера, нравятся продавцы. Продукты в этих магазинчиках те же самые, может быть, даже чуть-чуть дороже, но люди все равно покупают. Нужно поддерживать такие проявления, в том числе своим вниманием, своими деньгами, своим временем, эмоциями и реакцией. Я думаю, что чем больше будет нас, в хорошем смысле слова потребителей и покупателей, тем быстрее все эти начинания станут успешны и ещё более интересны.

Я понимаю, что если я вот это не куплю и если рядом со мной человек не купит, если я не расскажу про эту книжку, не расскажу про этот проект… К слову, сейчас в Нижнем Новгороде снимается кино про наш город — я и им принесу свои деньги. И не сто рублей. Потому что я хочу, чтобы это кино было. Оно будет любительское, вероятней всего, оно будет даже дурацкое. Но я все равно хочу, чтобы оно было.

Людмила Вожакова