13-07-20

Политика

Синдром вахтёра местной власти

Вы можете быть плохим соседом, никудышным отцом и мужем, и вообще кем угодно. Но вы должны помнить одно простое правило: никогда не ссорьтесь с консьержем в вашем доме — со свету сживёт!

Ни для кого не является открытием развращающее действие власти на человека, приближённого к ней. Существует, однако, интересная зависимость: чем меньше полномочия и власть, тем больше амбиции и аппетиты. Тираны, развращенные властью до звериного состояния, появляются не так уж часто. Но при любой власти, любом режиме, в любой стране найдётся хотя бы парочка местечковых гелиобалов.

Анатолий Мигунов

Михаил Бузин

Новое язычество

Послушайте людей, живущих не в столичном городе, а в селе или районном центре, не рядом с активистами и поборниками власти, а рядом со своими проблемами, бок о бок. Один на один.

Спроси любого: есть на что жаловаться? Конечно, есть. Только кому? Отключили незаконно газ? Будем топить дровами, но ни в суд, ни в администрацию не пойдём. А к прокурору и подавно, он хоть «один только хороший человек — да и тот подлец». Чиновнику на местах принято поклоняться, чиновнику на местах следует подносить дары. И самое важное — его следует бояться, потому что языческих богов следует именно бояться, а не любить.

У них, у чиновников, есть и свои алтари да храмы. Например, Анатолий Мигунов, ныне министр внутренней политики Нижегородской области, ранее — мэр города Арзамас, когда-то построил на территории водозабора плавучую баню. Видимо, мыльную пену и воду, стекающую с обнаженных тел небожителей, арзамасцам следует почитать за манну небесную, за некоторую возможность прикоснуться к прекрасному. И эта вода насосами закачивается прямиком в краны жителей городка.

Есть пример и из соседнего района, также богатого на чудеса. Пять лет тому назад глава Кулебакского района бесследно исчез, прихватив за пазухой акций местного завода на 150 млн руб., но искать его никто не собирается. И зачем искать человека, который регулярно, раз в месяц, присылает письма с просьбой продлить ему административный отпуск для лечения от какой-то хвори.

Откуда эта вседозволенность? От нас. От суеверной убеждённости в том, что чиновник, начальник, глава — человек, которому можно всё. Что он присваивает деньги, падающие на него невесть откуда сверху, а не поступающие в бюджет из наших карманов.

Ex machina

Даже на сцене провинциальной политики чудеса случаются не сами собой. Существует действующий, давно отлаженный механизм. Целая машина по переработке одного класса людей в другой.

Как это работает? Ответ есть — бизнес. Чем больше разрастается твоё дело, чем больше ты зарабатываешь и, главное, хочешь заработать, тем чаще тебе приходится вступать в контакт с властными структурами. Катапульта, забрасывающая тебя прямо в чиновничье кресло, напрягается до предела. Подобным образом к власти приходят повсеместно. Например, с помощью строительного бизнеса небезызвестный Олег Сорокин стал главой Нижнего Новгорода, а с помощью риэлторского бизнеса Михаил Бузин — мэром Арзамаса. Но, конечно не сразу. Сначала, в 2008 году, его посадили разбираться с делами АО НРО партии «Единая Россия». Как только Бузин оказался в этой должности, по городу поползли оправдавшиеся вскоре слухи: он целит в мэры.

В арзамасских СМИ были опубликованы несколько историй, связанных с бизнесом риэлтора и банными похождениями Мигунова, местная пресса высказывала свои опасения: если он обманывать людей никогда не стеснялся, то и в мэрах его видеть нет никакого желания. На главного редактора «Новой Арзамасской Газеты», особенно активно освещавщего подобные темы, завели уголовное дело по статье «Клевета». Конечно, прокуратура, осуществлявшая проверку по данному делу, не удосужилась ознакомиться с предоставленными материалами, а именно с фотографиями самой баньки и документами, доказывающими, что законного основания для существования этой постройки нет.

На суде, во время прений, пытаясь обосновать свою позицию, Анатолий Мигунов, действующий на тот момент мэр города, заявил следующее: «Газета критикует мэра, а мэр — часть вертикали власти, значит газета критикует всю вертикаль, наверху которой стоит Путин, а это — уже экстремизм, надо бы привлечь главного редактора и за экстремизм». Трудно представить, какая шумиха вокруг подобных заявлений началась бы в большом городе. Но в районе другие правила, и о гласности там никто ничего не слышал. «Ндраву моему не препятствуй!»

Судебная месть

Этот процесс над «клеветниками» демонстрирует наглядно одну занятную вещь. Можно долго спорить об исполнении Конституции или её нарушении действующей властью, но не признать очевидного не выйдет: многие чиновники используют судебную ветвь власти в своих интересах, в интересах личной мести и защиты своих деловых достижений. Как нам известно, судебная система призвана быть независимой, самостоятельной, дабы защищать права граждан в первую очередь. Защищать права, а не коммерческие интересы. Давайте дружно об этом расскажем господам чиновникам от исполнительной власти.

Нельзя подавать на кого-то в суд, если он имеет своё мнение и гладит вас против шерсти. Основной причиной уголовного дела стала публикация, оставившая пару смачных пятен на воротнике Бузина. Речь в той статье велась об одной истории, произошедшей в 90-х годах, на рассвете бизнеса нашего риэлтора.

Дело в том, что Михаил Бузин попытался продать муниципальную квартиру, находящуюся в социальном найме. Жила в том доме семья из четырёх человек: глухонемые мать с отцом и двое здоровых сыновей. В начале 90-х отец и мать умерли один за другим, и двое молодых сыновей остались сами по себе. Один из них, к несчастью, совершил какое-то преступление и был осужден на срок в колонии. Второй начал крепко пить и через год умер.

Казалось бы, причем тут Бузин? Но перед смертью молодой человек успел оставить ему доверенность на право приватизации и продажи квартиры. Клиента на квартиру риэлтор нашёл быстро и даже получил деньги за муниципальное жильё. Но требовался последний штрих: доверенность от ещё живого брата, находящегося в колонии. Доверенность удалось получить, но она оказалась недействительной, так как выдана была по просроченному паспорту. Разразился скандал, ведь клиент уже заселился в купленное им жильё. Разрешение вопроса оказалось драматичным: вскоре после скандала клиент погиб в автокатастрофе, управляя мотоциклом.

Вернувшийся из колонии единственный законный владелец квартиры выселяет через суд вдову клиента Бузина и занимает жилплощадь. Деньги, уплаченные Бузину, никто так и не нашёл. Отпиравшийся на суде истец Бузин никак не хотел признать, что подпись под договором купли-продажи муниципальной квартиры его. Повезло ему, что суд не счёл нужным сличить почерк. А была бы хорошая почва уже для другого уголовного дела.

Различая клевету в любом слове, арзамасский суд приговорил редактора «Новой Арзамасской Газеты» к уплате компенсации в размере 60 тыс. руб., по 30 тысяч Мигунову и Бузину, и к 300 часам исправительных работ. Благо, вышестоящий суд решение отменил.

Прибыльный бизнес

Другим направлением деятельности мэра Арзамаса является обеспечение жителей города водой. Причем масштаб бедствия в данном случае гораздо больше, а его риэлторские потуги, в сравнении с водяной историей, похожи на безобидное хобби.

В 2008 году, ещё до получения должности в АО НРО «Единой России», Михаил Бузин выкупил у владельцев преуспевающее предприятие ООО «ГорВодоканал». Предприятие развивалось и имело все шансы стать одним из лучших поставщиков воды в Нижегородской области. Спустя полтора года от успеха не осталось и следа, была запущена процедура банкротства. В скором времени после успешного развала водоканала Бузин стал сначала главой администрации, а затем и мэром города.

Хочется задать вопрос: неужели имеет смысл покупать прибыльное предприятие только для того, чтобы его потом продать? Ответ очевиден: смысл есть. ООО «ГорВодоканал» был продан не абы кому, а ООО «Ремондис-Арзамас-сервис», той самой конторе, которой когда-то, ещё при Вадиме Булавинове, пытались продать «Нижегородский водоканал», но тогдашний мэр Нижнего не одобрил эту сделку.

В этот раз всё прошло гладко. Фирма обещала инвестировать в системы водоснабжения Арзамаса 1 млрд рублей, рассчитывая, конечно, извлечь прибыль в размере 2,5 млрд в последующие 15 лет. Только вот откуда миллиард рублей у конторы, которая является дочкой некой ООО «Ремондис-вода», зарегистрированной в подмосковном посёлке Жуковка и имеющей уставной капитал в целых 10 тысяч рублей? Вода после денежных вливаний должна была, судя по обещаниям Мигунова и Бузина, стать чуть ли не минеральной, а об авариях и непрекращающихся ремонтах арзамасцам следовало бы вообще забыть.

Подобная обстановка не является оригинальной, потому что чиновники совершают в Арзамасе то, что совершают везде. И если бизнес-власть стала обычной для государственного аппарата, и люди стремятся занять важную должность для того лишь, чтобы блюсти свои деловые интересы

Обещания, конечно, хороши, но слишком сказочны. За всё время своей работы «Ремондис» ни разу не вложило в водоканал хоть сколько-нибудь заметных средств, зато добилось увеличения тарифов на воду. Видимо, вот что имели в виду господа мэры, когда говорили об инвестициях. К тому же прибавим кредиты, которых фирма набрала на сумму 80 млн рублей под гарантии администрации города, что, конечно же, запрещено законом строго-настрого. Не может администрация давать банковские гарантии частной фирме.

И каков же итог, где обещанные златые горы? А нигде. Нет их, да и быть не может, фирма занята выкачиванием денег из населения, а не модернизацией водовода. Пример тому тоже есть: с 1 сентября 2010 года вода, поставляемая Арзамасу, не подлежит хлорированию и не подвергается очистке, так как забирается с глубины 30 метров. И всё бы хорошо, да только из тарифов никто не убрал статью за очистку и хлорирование. Выходит, каждый кубометр воды может обходиться городу дешевле на пять рублей. Сумма ничтожная, но за год трансформируется из звонкого пятака в красивое семизначное число: примерно 100 млн рублей в год получает «Ремондис» за то, чего не делает уже три года.

Кому только не жаловались жители города: и городскому и областному прокурорам, и выиграли даже процесс в мировом суде у «Ремондис…», но круглосуточное присвоение денег граждан продолжается по сей день. Областная прокуратура, к слову, признала факт неправомерного взимания денег, но мер не предприняла. А главная цель работы организации достигнута: если у гендиректора ООО «ГорВодоканал» зарплата была 40 тыс. рублей, то у гендиректора ООО «Ремондис-Арзамас-сервис» 420 тыс. рублей (больше официальной зарплаты нижегородского губернатора и президента РФ), а у его заместителя — 280 тыс. рублей. Рост тарифов ЖКХ всё ещё вызывает удивление?

Что же до самого водовода, то, по данным отчёта директора департамента ЖКХ городской администрации Арзамаса Александра Добряева, за три года деятельности в два раза возросло количество аварий и время их устранения, а коэффициент нового строительства равен нулю, то есть не делается совершенно ничего и город, быть может, уже стоит на грани коммунальной катастрофы. Теперь Арзамасская городская администрация пытается расторгнуть договор с «Ремондис…» и спасти своё положение, но возникает вопрос: кто будет выплачивать кредит, если гарантом по обязательствам выступила администрация.

Конкуренция с властью

Известно, что для процветания своего дела необходим неординарный подход к рынку. Нужно дать людям то, чего ещё не было, или так, как ещё никто не давал. Уравнение само по себе несложное, но когда в конкурентной борьбе участвуют аффилированые с властью структуры, о честном соперничестве можно забыть. И если мы считаем монополизацию вредной для свободного рынка, то такой подход не просто вреден — он губителен.

По словам некоторых арзамасских застройщиков, все многоквартирные дома строятся в городе без надлежащего разрешения. Доходит до того, что жильцы начинают заселяться в дом, на который до сих пор не оформлено разрешение на строительство. Как такое возможно? Ответ может оказаться менее очевидным: знакомьтесь, новое изобретение арзамасских чиновников — разрешать строительство неофициально и держать застройщика под колпаком весь срок строительства, а также после его завершения. А если вдруг застройщик перестаёт кого-то устраивать, то на него заводят уголовное дело. Таким образом уже было осуждено шесть человек на разные сроки, около шести с половиной лет в среднем, и, говорят, заведено седьмое дело. Этот новаторский метод управления неоднократно освещался в СМИ, но на чиновничий настрой это не влияет.

Ну а своих, конечно, никто не судит. Замглавы администрации Арзамаса Вячеслав Кечин (председатель КИО) умудрился продать одному бизнесмену (ныне также отбывающему срок) муниципальное здание стоимостью 22 млн рублей за 4 миллиона. Было заведено уголовное дело, чиновнику грозил реальный срок. Но мэр города Бузин прислал в суд письмо, в котором поставил суд в известность о том, что администрация не является пострадавшей стороной и не считает, что Кечин причинил бюджету материальный ущерб. В результате суд ограничился назначением наказания в размере трёх лет условно. А как же разница в 18 млн рублей? А никак. Нет никакой разницы, есть только дыры.

Подобная обстановка не является оригинальной, потому что чиновники совершают в Арзамасе то, что совершают везде. И если бизнес-власть стала обычной для государственного аппарата, и люди стремятся занять важную должность для того лишь, чтобы блюсти свои деловые интересы, то может показаться на минуту, что это и есть норма. Усреднённое, общепринятое состояние. Но истина здесь стара, как мир, и потому нельзя за норму считать такое бесноватое поведение: каждый народ заслуживает то правительство, которое имеет.


по материалам «Новой Арзамасской газеты»

Алексей Велединский