13-07-26

Культурный слой

Жаль — не фельетон

Несколько лет назад волею случая пришлось мне присутствовать на собрании «Нижегородского землячества» в городе Москва, которое возглавляет Виктор Карпочев. Да, в общем-то, он нас и пригласил с Александром Цырульниковым. Сидели мы в зале, слушали наших замечательных земляков: народную артистку Людмилу Хитяеву, писателя-ветерана Семёна Шуртакова, а потом и наш новый на тот момент губернатор Валерий Шанцев взял слово и рассказал бывшим нижегородцам, как он руководит их родной областью. Хорошо говорил, толково. Приятно было слушать до тех пор, как он вдруг не заикнулся про писателей. А заикнулся он в связи с тем, что были выделены из областного бюджета девять миллионов рублей на поддержку издательской деятельности, и, по его словам, теперь нижегородские писатели смогут печататься у себя в родном городе, и смогут их читать нижегородцы.

Мы с удивлением переглянулись с Цырульниковым: я был тогда заместителем руководителя писательской организации и помню, с каким трудом мы с Валерием Шамшуриным выбивали копейки у разных городских и областных структур на издание маленьких книжечек прозы в «Библиотечке Дятловых гор» и стихов в серии «Нижегородская муза». Цырульников порекомендовал мне подойти в перерыве и поговорить на эту тему с губернатором, потому что мы оба знали, что никакие нижегородские писатели этих денег не увидели, так же, как и нижегородские читатели не смогли почитать своих земляков. А были изданы на эти деньги несколько дорогих огромных презентационных альбомов, по своей себестоимости подходящих только для подарков Шаймиеву или Аяцкову (были такие государственные деятели), а на полках магазинов цены у них выписывались четырёхзначными числами.

Говорили мне, что губернатор, пока работал в Москве, помогал писателям и дружил с ними, но сробел я тогда — не пошел знакомиться с губернатором, потому что понимал, что читал он то, что для него подготовили. Сам я тоже когда-то писал доклады для своего комсомольского секретаря, будучи его заместителем по идеологической работе, а тот читал это потом на пленуме обкома или горкома. Но через год был выпущен за счёт областных средств четырёхтомник Валерия Шамшурина, и я обрадовался: ну вот и книги наши начнут издаваться! А ещё через год позвонил мне ответственный чиновник, отвечавший тогда за издательский совет, и говорит: «Мы знаем ваше издательство «Книги» как солидное предприятие, выпускающее нужные хорошие книги. Присылайте нам оригинал-макеты книг, которые вы планируете выпустить в этом году. Мы их профинансируем!»

Я обрадовался как дурак. Три редактора и три верстальщика за месяц подготовили девять макетов новых книг. Кто этим когда-нибудь занимался, понимает, какая была проделана работа. Но на издательском совете опять ни один из наших проектов не получил поддержки. Хотя деньги были, и книги были выпущены, и опять какие-то дорогие альбомы, которые ни учителя, ни школьники купить не смогут. И встретился я тогда с ответственным чиновником из областной администрации. Пожаловался я тогда на издательский совет, ну и получил очень мудрый ответ. Понял я, что мои макеты нужны были, чтобы создать массовость заявок, а что будет печататься — дело давно решенное.

Прошло ещё пару лет, и пригласили меня стать членом комиссии издательского совета. Я согласился. Но прежде, чем подавать заявки на издание каких-то книг, решил встретиться с человеком, от которого зависит решение вопроса. Жизненный опыт подсказывал мне, что сначала принимается решение, а потом бумажки пишут. По крайней мере, когда работал я начальником снабжения «Гипрогазцентра», приходилось мне просить что-то у министерства сверх фондов. Так я сначала звонил в Москву заместителю министра, Виктору Черномырдину, решал с ним вопрос, а потом уже заявки, письма писал и двигал в Москву.

И вот, перед первым заседанием нашего совета я встретился с заместителем губернатора Сергеем Потаповым, поделился с ним идеей печатать каждый год пять маленьких книжечек поэтов и пять авторов прозаиков и продавать их в ларьках «Роспечати». Надо только письмо написать от правительства области, чтобы «Роспечать» взяла их на реализацию. На издание десяти книг нижегородских писателей надо всего полмиллиона рублей (30 тысяч — книжка стихов и 70 — книжка прозы). По поведению заместителя губернатора я понял, что идея ему понравилась.

А теперь самое главное. На днях состоялось последнее заседание издательского совета. Публика собралась: не просто элита, а духовная аристократия города. Хорошие красивые умные люди, фамилии перечислять бессмысленно. Книги в заявках прекрасные, надо издавать. Например: книга про здание Госбанка, что на Большой Покровке. Или — книга про архитектуру Нижегородской ярмарки. Ну, неужели у «банка» или «ярмарки» нет денег, чтобы самим себе книжку издать? Четыре с половиной миллиона было распределено на тринадцать проектов. Как-то с извинением прозвучали слова заместителя губернатора про то, что если останутся деньги, то и писателей, может, напечатаем. Денег на писателей не осталось: ни на стихи, ни на рассказы, ни на повести. Ни одного художественного произведения! Ну, если только очередные «последние тетради» Липы Грузмана. Так что на счёт поддержки писателей — не всё хорошо.

Подтекст: подавалась заявка на издание сборников прозы Е.Эрастова, А.Лукина (Дивеево), А.Андроновой, В.Гофмана, И.Чуркина (Саров) и стихов: А.Баикиной (Выкса), В.Безденежных, И.Чурдалёва, А.Фигарева, В.Решетникова (Семёнов). Большая часть этих писателей обласкана областными и всероссийскими литературными премиями, только почитать их земляки не имеют возможности до сих пор.

Олег Рябов