№105 (2100), 20.09.2013

Экономика

Зачем нужна концессия?

Заключение в июне 2013 года концессионного соглашения администрации Нижнего Новгорода с ОАО «Нижегородский водоканал» вызывало определенные споры. Хотя обе стороны тем самым всего-навсего выполнили поручение президента страны

Федералы — за концессию!

Износ водопроводных и канализационных сетей в Нижнем Новгороде достигает 80 процентов. Для модернизации «Нижегородского водоканала» требуются значительные финансовые средства, которых сегодня нет ни в бюджете города, ни у самого «Нижегородского водоканала», работающего в рамках госрегулирования тарифов. Федеральная служба по тарифам утвердила предельный индекс роста тарифа на водоснабжение и водоотведение в 6,8 процентов — на уровне, а, скорее всего, ниже даже официальной инфляции. Другими словами, просто взять требуемые деньги с потребителей услуг водоканала через повышение тарифов, как это практиковалось раньше, сегодня нельзя. Что остается? Брать деньги на модернизацию у частных инвесторов. Смысл соглашения как раз и заключается в том, что такая организационная форма как концессия позволит «Нижегородскому водоканалу» без проблем получить долгожданные деньги на модернизацию. Многих пугает непонятное слово «концессия». Президент Владимир Путин на заседании Госсовета по модернизации жилищно-коммунального хозяйства 31 мая «реабилитировал» иностранное слово, фактически призвав сомневающихся создавать концессионные соглашения для ресурсоснабжающих организаций страны, каковой и является «Нижегородский водоканал».

Спустя две недели после заседания Госсовета под председательством Путина пятый по счету водоканал в России получил, так сказать, свою «новую Конституцию». Концессионное соглашение оказалось классическим, с типовым сроком на 25 лет. По этому соглашению в «Нижегородский водоканал» должны быть вложены инвестиции на сумму не меньше шести миллиардов рублей.

На Госсовете президент заявил о том, что нужно использовать в ЖКХ форму государственно-частного партнерства. В модернизацию коммунального хозяйства нужно вложить примерно девять триллионов рублей. Понятно, что таких средств у бюджетов всех уровней нет, поэтому надо привлекать частные средства. И форма концессии в ГЧП является флагманом. В Нижнем Новгороде оперативно отреагировали на прозвучавшие на Госсовете тезисы. Какие установки дал президент и что из них следует? Надо не изымать арендную плату за старые сети, износ которых составляет обычно 70–80 процентов, что напрягает федеральное руководство, а за счет концессии привлекать внутрь системы крупные инвестиции.

Это странное слово — «концессия»

Конечно, «концессия» — слово странное. Оно зловеще мелькало в учебниках истории СССР о 20-х годах. Остап Бендер и Киса Воробьянинов тоже, если помните, были концессионерами. С тех пор значение слова, безусловно, поменялось. В «западной» системе координат концессионер владеет имущественным комплексом. У нас же, в случае «Нижегородского водоканала», имущественный комплекс не отчуждаем от муниципалитета в частную собственность, об этом гласит и ФЗ-416 «О водоснабжении и водоотведении», который начал действовать с 1 января 2013 года и юридически сильно изменил жизнь водоканалов. Концессия в нижегородском варианте — это аренда, но своеобразная, без арендной платы. «Водоканал» и ранее был арендатором имущественного комплекса. В ночь с 14 на 15 июня 2013 года, после подписания соглашения, ничего не изменилось, тем более все осталось неизменным для потребителей воды.

Сам факт подписания концессионного соглашения в разы увеличивает лимиты банков «Водоканалу», потому что договор аренды все-таки давал дополнительные риски для банкиров. Банки кредитовали «Нижегородский водоканал» не более чем на три года. Сейчас « Нижегородский водоканал» может претендовать на сроки кредитования от пяти лет, а целью является кредитование на 12–15 лет, о чём нам сообщили в ОАО «Нижегородский водоканал».

Мировая практика свидетельствует: средства, вложенные в водоснабжающие структуры — самые дешевые и длинные в мире. В России инвесторами выступают инфраструктурные банки, к которым относятся ЕБРР, ВЭБ, Сбербанк, ВТБ и «Газпромбанк».

«Концессионные отношения — единственный выход»

В программе модернизации прописано, когда, в какие объекты и сколько средств будет вложено. На двух водопроводных станциях в Нижнем Новгороде вода уже очищается ультрафиолетом, а на двух станциях всё ещё функционирует архаичная система очистки. Первым объектом модернизации станет Ново-Сормовская водопроводная станция. Также устаревшей является и станция аэрации, которая построена в 70-х годах. Сейчас законодательство по качеству стоков ужесточается и тут тоже необходима модернизация.

Если же говорить не о конкретных объектах, а о сегментации программы, то в компании нам рассказали, что работы по Ново-Сормовской станции будут закончены к середине 2014 года. Дальше будут реализовываться проекты, улучшающие экологическую ситуацию, а третьим этапом станут энергоэффективные проекты. Тут потенциальные инвесторы должны убедиться, что вложенные средства вернутся. В Нижнем Новгороде на прошлой неделе проходил международный бизнес-саммит «Инвестиции в будущее: Россия», который посетили высокие столичные гости — заместитель председателя российского правительства Аркадий Дворкович и заместитель министра экономического развития Алексей Лихачев. В рамках бизнес-саммита прошел круглый стол, посвященный теме ЖКХ — «Станет ли отрасль ЖКХ рентабельной? Пути решения коммунальных проблем». Одним из участников встречи стал «Нижегородский водоканал».

«Мы согласны с федеральными властями, что концессионные отношения являются единственным выходом для качественного предоставления услуг водоснабжения и водоотведения страны, и мы показали это на своем примере, — рассказал финансовый директор «Нижегородского водоканала» Александр Попов. — В конце сентября заканчивается конкурс на привлечение более одного миллиарда рублей. Будет официально объявлен инвестор. Это первый транш проекта, инвестиционная емкость которого составит более 6 миллиардов рублей. Концессионное соглашение, которое заключено между «Нижегородским водоканалом» и администрацией города Нижний Новгород, исключает возможность передачи третьим лицам систем ВиВ. Есть только два участника: администрация, которая передала в управление системы и является заказчиком, и «Водоканал», который обязан 25 лет качественно обслуживать системы и инвестировать в их модернизацию не менее шести млрд рублей. Модернизация направлена на обновление наиболее важных объектов ВиВ, при этом (с точки зрения тарифа и нагрузки для населения) эта программа является компромиссом, поскольку за счет долгосрочных дешевых заемных источников нагрузка на тариф будет крайне незначительной, население ее не ощутит», — пояснил Александр Попов.

«Нужно провести модернизацию с целью улучшения подходов к предоставлению населению услуг ЖКХ, — считает заместитель министра ЖКХ и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области Владимир Беспалов. — Одно из направлений деятельности мы видим в концессионных соглашениях — передаче основных фондов организациям, которые не только бы занимались эксплуатацией фондов и объектов, но также модернизировали и улучшали их».

«Мы чуть раньше заключили концессионное соглашение чем нижегородцы и не жалеем об этом, — поддержал коллег генеральный директор ОАО «Дзержинский водоканал» Андрей Рехалов. — Мы тоже привлекаем деньги. Стараемся их как можно дешевле взять. Ресурс того имущества, которое осталось нам от социалистической системы, на 70% выработан».

«Это больше чем преступление — это ошибка»

Между тем, часть депутатов Городской думы Нижнего Новгорода по-прежнему относится к самой идее концессии недоверчиво. Выходит, что федеральное законодательство, которое с недавнего времени предписывает в обязательном порядке перейти на концессионное соглашение все без исключения водоканалы страны, нашим нижегородским народным избранникам уже не указ? Депутаты возмущены тем, что концессионное соглашение было заключено без ведома городской думы. Но «фишка» состоит в том, что депутатское одобрение для заключенного договора концессии в настоящее время не требуется — так решили старшие товарищи нижегородских депутатов, федеральные законодатели из Государственной думы. Уверен, через какое-то время все, кто выступал против концессии «Нижегородского водоканала», смогут убедиться на собственном опыте, что были неправы. Когда в Нижнем Новгороде перестанут с пугающей периодичностью лопаться во дворах проржавевшие водопроводные трубы, а из кранов в домах горожан потечет прозрачного цвета вода модернизированного «Водоканала», даже самые скептически настроенные депутаты поймут, как сильно они заблуждались, ставя палки в колеса модернизации предприятия. Уверен, этот светлый день уже не за горами.

Михаил Петров