№111 (2106), 04.10.2013
Культурный слой
Возродилась легенда
«Метрополис» можно было назвать группой-невидимкой. Или даже группой-легендой. Слышали о ней многие, слышали даже что-то из аудио — но живьем в Нижнем ее видели единицы, и точно не я. История ее началась еще до миллениума, когда распалась команда «Гарлем», в которую входили Илья Лебедев (бас-гитара) и Максим Синягин (вокал).
Следом была попытка зарабатывать в клубах исполнением кавер-версий, и в проекте «Две реки» та парочка встретилась с будущим гитаристом «Метрополиса» Алексеем Потаенковым. Синягин объяснял выбор тем, что Потаенков не просто виртуозный гитарист, но у него в те годы был настоящий Ibanez, как у Джона Петруччи из Dream Theater, а эта команда была у друзей самой любимой. Для намечающегося конкурса кавер-групп был срочно ангажирован опытнейший Андрей Архипов («Черный пес», экс-«Хунта»). Вот вам и костяк «Метрополиса». Квартет тогда записал кавер-версии Deep Purple и попурри из любимых композиций Dream Theater.
В 2001 году «Метрополис» сделал первую попытку записать демо собственных композиции «Шепот ветра», «Сны» и «Весна» (звукорежиссер Александр Бардов). Однако единственной профессионально записанной вещью останется «Минута без времени», запись которой была осуществлена знаменитым участником «Горизонта» Владимиром Лутошкиным в студии NNSP. Уже шел 2003 год, и в группе играл клавишник Михаил Дорф (сейчас, по словам участников «Метрополиса», он продолжает играть на клавишах — но уже в американских составах, эмигрировал). Годом позже «Минуту без времени» издадут на сборнике прогрессивного рока «Музыка для мозгов» (лейбл Starless Records), и тот разойдется немалым тиражом — этот факт и станет кульминацией первой инкарнации «Метрополиса».
Критик Владимир Импалер в рецензии сборника «Музыки для мозгов» упомянет и нижегородцев: «Название «Метрополис» говорит само за себя: стиль — прог-рок/прог-метал, кумиры — Dream Theater. Впрочем, не «Театром» единым живы волжане: в их творчестве можно расслышать отголоски и отечественной эстрадной школы, и старого доброго арт-рока. Коллектив уже выступал в Москве (и вполне успешно), а нынче приглашен на фестиваль «InProg». Надеемся, «Метрополис» уверенно справится и с этой задачей. Благо мастерства музыкантам не занимать: в свободное от основной группы время они оттачивают технику в известных нижегородских кавер-коллективах, исполняя классику рок-музыки».
Перед распадом «Метрополиса» в нем немного поиграет клавишник Дмитрий Горлянский. Это теперь он хорошо в Нижнем известен — играл и с «МОПРом», и с «ДНК», и Алексеем Полковником, а тогда за плечами было только участие в малоизвестном арт-рок-проекте «Черный Пруд» (как вспоминает Дмитрий, я присутствовал на одном концерте «Черного Пруда» и даже в газетном материале неплохо отзывался о нем, впрочем, дела давние, и я об этой команде ничегошеньки не помню). Воссоединился «Метрополис» практически в оригинальном составе: Максим Синягин (вокал, тексты песен), Алексей Потаенков (гитара, вокал), Илья Лебедев (бас-гитара, вокал), Дмитрий Горлянский (клавишные, вокал) и Андрей Архипов (ударные).
Макс Синягин сегодня говорит так:
— Группа долго молчала (почти десять лет), но я все эти годы не забывал ни этих людей, ни наш материал. И не изменял ему. Когда меня спрашивали друзья, почему я так и не согласился работать ни с одной московской группой, отшучивался: мол, «это не совсем моё». Моя музыка — это «Метрополис». И нынешний состав — люди, с которыми можно реализовать задуманное. Он почти не отличается от того, что был 13 лет назад — прибавился только Дима Горлянский, но и он уже работал с нами. Это группа единомышленников, которые понимают друг друга с полуслова, что очень ускоряет процесс восстановления. Материалу действительно много лет, некоторые из треков написаны с Ильей Лебедевым еще в конце 90-х, тогда мы еще в «Гарлеме» играли…
Любопытно, что деньги, потраченные на запись «Минуты без времени», группа еще долго «отбивала» исполнением кавер-версий в «Джем-Престиже». Теперь же в группе есть дипломированный звукорежиссер Дима Горлянский — и запись материала идет на всех парах. Горлянский тоже был весьма ностальгически настроен, вспоминая о тех шести месяцах, что он провел с «Метрополисом».
— Помню репетиции, помню выступление в Москве (в 2003-м «Метрополис» отыграл сет на II Международном фестивале «Мир как тайна» в ЦДХ — В.Д.). С Потаенковым мы очень быстро нашли общий язык, и он до сих пор остается для меня лучшим гитаристом в Нижнем. После фестиваля, к сожалению, группа разошлась, Максим вообще в столицу уехал. И, представляешь, десять лет я вспоминал эти полгода в «Метрополисе», жалел, что вот так все закончилось. Часто пересматривал запись с нашего концерта, слушал старый диск и постоянно ловил себя на мысли — вот тут бы сейчас по-другому сыграть, тут бы еще что-нибудь поменять. И вдруг летом звонит Максим и предлагает возродить проект. Наверное, это одно из самых приятных переживаний для меня.
Гитарист Потаенков не менее оптимистичен:
— Записывать будем концептуальный проект из девяти композиций, но единым музыкальным полотном — ориентировочно минут на 70. В альбом войдут композиции, которые до сих пор не были записаны, и те, что требуют перезаписи. Будет, конечно, много вокала. Мы в свое время занимались вокальными многоголосиями и делали на это упор в аранжировках. Нас даже в Москве после выступлений «песнярами» дразнили.
Я позволю себе лирическое отступление. Меня всегда смущало, когда та или иная арт-рок-команда пестовала в своих кумирах коллектив Dream Theater — мне он всегда казался не «за музыку», а «за спорт». И, как говорится, ни души, ни нерва. Объединивший в своих рядах нескольких безусловных виртуозов Dream Theater соблазнял и продолжает соблазнять музыкантов посоревноваться с ним в «поливалове». Однако слушая ту же «Минуту без времени», я замечаю, что все же и нерв, и душа в этой музыке живут.
— Я пока не строю далеко идущих планов на возрождение проекта, — делится со мной один из отцов-основателей «Метрополиса» Илья Лебедев, — хочется спокойной работы и совершенно не нужна какая-то засветка. Тем более, нынешними темпами мы сможем закончить альбом не раньше следующего лета. Я вернулся к материалу, который разрабатывался более десяти лет назад, но так и не увидел свет — и от этой незавершенности остался осадок. Ко всему, что с нами произошло, отношусь философски. Если не записали материал тогда, значит, не были готовы, значит, время не пришло. Судя по тому, как и в каком составе мы взялись за дело, сегодня гораздо больше возможностей выдать продукт, который нас устроит. Я вступаю в некий цикл жизни музыканта, который нужно завершить, чтобы потом начать говорить о чем-то новом. Чувствую, что вернулся в работу со свежей головой и повзрослевший. Вместе с тем, я не считаю, что альбом, над которым работаем сейчас — нечто уникальное. Это, скорее, дань прошлому. За последние лет десять мои музыкальные вкусы поменялись и, если двигаться вперед, то я бы предпочел делать это в сторону фолка. Возможно, это и будет прогрессив или арт, но с эдаким русским замесом…
Вадим Демидов