№134 (2129), 29.11.2013
Экономика
Бугров не в тренде
Когда мы говорим о власти бизнеса в городе, то говорим скорее о социальной ответственности за мегаполис, которую должны взять на себя бизнесмены, подобно купцу Николаю Бугрову. Но, нетрудно догадаться, меценатство так и не встало во главе угла. Потому что возникла не власть бизнеса, а власть отдельных бизнесменов.
Президиум съезда старообрядцев с Н. А. Бугровым (в центре).
Фото М.П. Дмитриева. Конец ХIX — начало ХХ века
У нас нет даже аквапарка
Беседы с нижегородскими бизнесменами все больше расстраивают. За последние несколько лет вскрылись многие отрицательные стороны этого явления, а для нижегородского бизнеса как такового времена, прямо скажем, не лучшие. Коммерсантов делят на своих и чужих, и если бизнесмен был замечен в принадлежности к лагерю экс-мэра Вадима Булавинова, депутата Госдумы Александра Хинштейна или сотрудника полпредства в ПФО Романа Антонова, то это чужие, которым обязательно будут мешать вести бизнес.
Кроме того, бизнес-сообщество смущается тем, что предприниматели, которые оказались на вершине городской власти, не несут социальной нагрузки. Никакой. Нижний Новгород забыл свои традиции.
Когда проходили обыски в офисах компаний, имеющих отношение к семье главы города Олега Сорокина, он возмущался, что его предприятия принесли в бюджет огромные средства, а теперь получают дулом автомата в грудь. Правда, не очень-то похоже, что торговые центры имеют значимую социальную направленность. О каких тогда крупных суммах может идти речь?
Почему бы в таких условиях губернатору не поставить задачу перед крупным бизнесом, скажем, построить наконец аквапарк в Нижнем Новгороде. Эксперты уже подсчитали, что за год нижегородцы вывозят около 300 млн рублей в Казань, посещая там аквапарк. Или, что было бы ещё лучше, выделить средства на реставрацию старинных улочек Нижнего? Хотя стоп! Это же затронет бизнес-интересы тех самых «своих» бизнесменов во власти.
Или привести в порядок парки, сделать привлекательным местом проведения досуга «Швейцарию», свет в «Дубках», установить и ввести обязательный полицейский патруль в этом чёрном перелеске. Построить центры реабилитации для бездомных, наладить работу на улицах. В конце концов, Нижний Новгород для социально значимых проектов — непаханое поле, которые, как мы знаем, если его не обрабатывать, может быстро зарасти. Мол, если у вас миллиардные прибыли в Нижнем Новгороде, то отчего же не начать строить то, что приносит пользу не только в виде прибыли?
Вакансия городского мецената свободна
Один из нижегородских журналов опубликовал список кандидатов в номинации «Благотворитель года». Глядя на него, создается печальное впечатление о щедрости и ответственности нижегородского бизнеса. Как будто предприниматели уверены, что начинать должны не они. Сначала пусть те, кто у власти, потратятся и на своем примере покажут, как следовать традициям Бугрова, а потом и сами последуют.
Например, наша старая добрая Рождественская сторона. Надо было реставрировать её не за счет бюджета, а за счет бизнесменов, которые, как известно, имеют на улице некислый ресторанный бизнес, но заботится об эстетической составляющей предпочитают почему-то за счёт города, то есть нас с вами. Принципиально.
Впрочем, при нынешних порядках мало кто из бизнеса захочет участвовать в благотворительных проектах. Некомфортно нижегородскому бизнесу.
Откупаются по мелочам
Так кто же у нас попал в лучшие благотворители города? На первом месте глава администрации Нижнего Новгорода Олег Кондрашов, который имеет фонд имени себя, хотя некоторые советовали ему не называть так благотворительную организацию. Лидер коллективными усилиями. Помогает фонд преимущественно тяжелобольным детям.
На втором месте промышленник Виктор Клочай, который целенаправленно вкладывает деньги в один из храмов Нижнего Новгорода, то есть действует как известный меценат, экс-налоговик Нижегородской области Николай Поляков, который вкладывает деньги в храм в Катунках (Чкаловский район Нижегородской области).
На третьем месте Наталья Симонова из общественной организации «Забота», что говорит о том, что бизнесмены в этой номинации исчерпаны. Никто не хочет делиться — откупаются по мелочам.
Зов и эхо
Чуть ли не единственный оазис благотворительности в Нижегородской области — это Фонд содействия развитию институтов гражданского общества в Приволжском федеральном округе. Если брать чисто нижегородские проекты и их спонсоров, то вырисовывается уже более оптимистичная картинка, чем в Нижнем Новгороде. Бизнес готов вкладываться в социальные проекты, но только в том случае, если есть доверие к власти, если это не рассматривается как дань или налог, как это происходит, например, при финансировании спорта.
Тут можно отметить окружной проект «Гвардеец», который проходил в Новосмолино на базе военного городка под руководством полковника Владимира Пакова. В этом мероприятии участвовали 600 учащихся 6–11 классов из всех регионов округа. Ребята не только изучали военное дело и занимались спортом, но и приняли участие в обзорных экскурсиях. Вот только в Пензе филиал этого лагеря был встречен более гостеприимно, чем в Нижнем Новгороде. Там их приветствовал сам губернатор, который обеспечил режим наибольшего благоприятствования.
В проекте «Вернуть детство» приняли участие предприниматели и депутаты регионального парламента — Валерий Анисимов и Феликс Верховодов. Только почему-то они прошли не в Нижегородской области, а в Саранске, Йошкар-Оле, Чебоксарах и Ульяновске. Нам это не интересно? Например, в рамках проекта «КаДетство» сформированы кадетские корпуса в Башкирии, Татарстане, Удмуртии, Пермском крае. Знаете, кто там участвует? Нижегородский бизнесмен Дмитрий Аржанов и представители структуры «Алмаз-Антей». Интересно, что кроме них в проекте принимают участие Игорь Сечин («Роснефть») и Сергей Чемезов («Ростехнология»). Зато у нас есть Православная гимназия имени Александра Невского, в помощи которой поучаствовал Вагит Алекперов («Лукойл»). Но нижегородцев среди спонсоров там мы не увидим.
Странная ситуация: в заграничных проектах, а также проектах других российских регионов наши люди принимают участие. А в своих собственных, нижегородских, как-то слабенько. И для бизнеса это даже не вопрос щедрости и жадности — это вопрос доверия власти и соучастия. И чем больше в регионе препонов, тем сложнее чего-то добиться.
Виктор Деменев