14-07-02

Культурный слой

Продюсер по прозвищу Шаровая молния

В прошлом году я писал о том, что нижегородская группа Chkalov подписала два контракта с американским продюсером Андреем Моргуновым (компания Morgunoff Production), и лидер группы Данила Чирьев называл это Событием с большой буквы. Чувствовалось, что он заряжен оптимизмом в этой связи — ведь Моргунов брался не только «доруливать» звук чкаловских песен, но и продвигать группу на крутые американские рекорд-лейблы. И строились планы на гастроли по США.

 

Я тогда же погуглил имя продюсера и нашел лишь хвалебные эпитеты. Он участник дуэта «Новая коллекция», основоположник электронной музыки в России. В Америке его якобы зовут Шаровой молнией, и его имя занесено в некую «Музыкальную энциклопедию, наряду с мировыми знаменитостями». К тому же он «мультиплатиновый продюсер, член Американской ассоциации композиторов, Манхэттенского продюсерского альянса». И так далее. Приведу и слова самого продюсера из интервью в «Комсомольской правде»: «Мне тут недавно предлагали шанхайские богатые круги делать продакшн и раскручивать в Америке китайских исполнителей. Деньги предлагались очень большие. Не десятки — сотни тысяч в год. Но я отказался потому, что мне неинтересно заниматься китайскими артистами. Мне ближе русские исполнители. Ведь я русский, у меня русские корни. И я горжусь этим…» Оставалось лишь порадоваться за Данилу и его «Чкалов» — наконец-то после долгого провинциального прозябания они попали в хорошие руки, наконец-то расстояние между ними и звездами начало сокращаться.

«Вкусный звук»

Однако на днях я получаю от лидера «Чкалова» весточку, в которой он на вопрос «Как дела?» сообщает, что с американским проектом полная тишина, а продюсер пропал из радаров, на письма не отвечает.

— Похоже, спонсорские денежки улетели в унитаз. Моргунов свел четыре наши песни — одну — неплохо, три остальных — весьма сомнительно, опубликовал одну статью о «Чкалове» — и исчез. Мы будем пересводить песни сами и, видимо, выпускаться здесь самостоятельно.

— Как исчез? — спрашиваю я.

— Я пишу — он не отвечает. Хотя вижу, что он в онлайне на трех ресурсах. Из скайпа, как только я ему пишу, тотчас же исчезает. Мы заплатили ему 8 тысяч долларов за услуги саундпродюсера по четырем песням. За эти «бабульки» можно было бы целый альбом свести в Европе. Но ведь мы платили не за сведение — а за его обещания, которые из него лились. Про те же гастроли по США…

— Тогда давай разберемся — что Моргунов не выполнил по контракту?

— Формально по обоим контрактам он выполнил все. Одно но. Качество сведения — вопрос очень спорный. Мне то, что он прислал, не нравится. А для него — «вкусный звук». Я ухом слышу, что он использовал дорогую аппаратуру, но делал все левой ногой. Но в суде, даже если представить, что он возможен, такое трудно доказать. Потому что он саундпродюсер, и у него такое видение — чтобы барабаны были с диким «холлом», бочка перегружена, словно пропущена через дисторшн, а в линии баса не понятно ни одной сыгранной ноты. Ну а по второму контракту, который о промоушне — вообще никаких норм не было прописано, это был договор о намерениях, не более. Продюсер обязался для достижения цели «применить все свои знания, опыт, связи». Повторю: за эти деньги мы бы ни за что не стали сводиться у него — если бы не второй контракт на промо-поддержку в СМИ. С самого начала были опасения, что это кидалово. Но мы все-таки решили рискнуть. Денег нам дали добрые меценаты — тоже понимая, что все может сорваться. Так что я никому ничего не должен. Обидно, конечно. Хочется эпизод из фильма «Брат-2» ему отослать: «Мы, г’усские, не обманываем дг’уг дг’уга!»

— Как я понял, он усыпил твою бдительность посулами вывести группу на звездный уровень.

— То, что он оказался болтуном, поставивший целью подзаработать на провинциальных ребятах типа нас — пусть останется на его совести. Хотелось бы предупредить остальных. А если кто-то под это дело квартиру продаст — будет совсем худо!

Моргуновская удочка

Тут надо познакомить читателя с еще одним «фигурантом дела». Зовут его Игорь Зайцев, представитель продюсера Моргунова в России и странах СНГ, живет он в Нижнем Новгороде — и здесь вербует среди музыкантов клиентуру для Моргунова. Так он свел с заокеанским продюсером Александра Пичугина, лидера «Южного шоссе» — в красках живописав достоинства и громкую зарубежную славу своего работодателя. Кстати, расписывать плюсы Моргунова Зайцев умеет. Когда я вычитал в «Википедии», что Моргунов является мультиплатиновым продюсером, я спросил у него — о чем речь, какие-такие платиновые диски продюсировал Моргунов? Мне был дан ответ: «многие, например, Андрей работал с «Энигмой», был музыкальным сопродюсером на этапе подготовки к старту проекта». Сегодня любой меломан знает, что Enigma — целиком проект известного Мишеля Крету. Позже я нашел объяснение, откуда растут ноги у «моргуновской Энигмы». Свой проект KeyOrchestra Моргунов анонсировал таким пасажем: «Imagine Crystal Method or Enigma, but with Sarah Brightman on vocals», — то есть «представьте звук Crystal Method или Энигмы да с вокалом Сары Брайтман…». Да и о каком мультиплатиновом продюсере речь — если количество просмотров видео его группы на YouTube такое же, как у нижегородских команд.

Но возвратимся к Александру Пичугину — он был в шаге от подписания контракта с Моргуновым. И тот «для затравки» даже обещал свести одну песню даром. Зато в случае с Пичугиным американский продюсер решил повысить ставки и попросил у нижегородца аж пять тысяч долларов за работу над одной песней, притом что записать ее ребята должны были в Нижнем сами. Александр не поленился обратиться в другие американские студии, и выяснил, что расценки у всех существенно ниже моргуновских. Пичугин обнаружил, что в другой студии, где пишутся самые популярные исполнители кантри, за $3500 можно было записать песню «под ключ» с помощью тамошних сессионных музыкантов.

Но не только нижегородцев «окучивает» Моргунов. Он заключил договор с томскими ребятами Sunwill. Конечно же, я связался с вожаком томичей Маратом Нугаевым. Описал ему положение, в которое попала наша группа «Чкалов». Судя по ответу Марата, у него ситуация та же. Но настроен он философски.

— Какого-то явного результата по продвижению в США мы так и не увидели. Но нашим лицом торговали — рассказывая всем подряд, что нами занимаются и успешно! Таким образом приманивая других клиентов. Мы сами себя пиарим в Европе и США — и сразу видим отдачу, ее невозможно не увидеть. А тут нет отдачи абсолютно никакой. А раз нет никаких действий, то и не к чему претензии предъявлять. Ну а что заплачено — о том уже жалеть бессмысленно…

Позитивчик

Через Зайцева я отправил продюсеру Моргунова вопросы: почему он перестал заниматься продвижением «Чкалова» и не отвечает на письма? И через день Даниле Чирьеву пришло от продюсера письмо, в котором тот просил прощения и объяснял свое исчезновение серьезной болезнью жены. Болезнь — это горе, и хочется искренне пожелать супруге выздоровления.

Однако Данила Чирьев обратил внимание на то, что Моргунов на своей странице в Фейсбуке продолжает постить свои наполненные «позитивчиком» фотографии. И там же без устали занимается рекламой своих домов — он еще и риэлтор! Значит, от этих занятий болезнь жены не отвлекает. Я заглянул и на страницу дочери продюсера — там тоже через день фотоснимки с заячьими ушками.

Тогда же Игорь Зайцев, представитель Моргунова, сообщил мне, что Чирьев в этой истории тоже вел себя некорректно — затянув выплату второго транша.

Я обратился к лидеру «Чкалова» за комментариями:

— Летом до начала всякой работы я отослал Моргунову первую часть платежа в 100000 рублей. Он свел одну песню. Требование отослать оставшиеся 160 тысяч прозвучало примерно в октябре 2013 года. Я уже заметил, что Моргунов — это максимум слов и минимум дел, и отослал ему лишь 100 тысяч, а оставшиеся 60 отложил до декабря. Моргунов с грехом пополам свел еще три песни. И остался нам должен еще две, но главное — по-прежнему ни одного телодвижения по нашему промо! Я ему написал, что вышлю оставшиеся 60 тысяч лишь после того, как увижу хоть какие-то промо-действия в США, ибо мои спонсоры дали денег на сведение плюс промоушн. Тот изошел слюной, но в результате разместил мое интервью на ресурсе «Вокруг ТВ». До нового года я отослал ему все оставшиеся деньги. Тогда же он и начал потихоньку растворяться…

История может быть поучительной для многих провинциальных ребят с гитарами. Но рецептов, как не попасть в подобный переплет, ни у меня, ни у музыкантов «Чкалова» нет.

Видимо, надо перед подписанием контракта собирать больше информации о таких «продюсерах», благо, интернет предоставляет такую возможность.

Но как же меня рассмешило последнее письмо Моргунова, адресованное уже мне. В нем говорилось, что статья заказная, в рамках антиамериканской кампании, и что я изо всех сил хочу разоблачить продюсера из «империи зла».

Ох, нет на него Данилы Багрова…

Вадим Демидов