№72 (2213), 09.07.2014
Культурный слой
Led Zeppelin в джазе
В прошлом номере мы писали о том, в какую ловушку попала группа Chkalov, подписавшая контракт с американским продюсером. Но случилась с группой и еще одна неприятность — ее ряды покинул клавишник Дмитрий Лукьяненко. Выпускник нижегородской консерватории, он был знаковой фигурой в «Чкалове», но одновременно занимался своими сольными прог-роковыми проектами. В частности, проектом My Name Is Janet, записанным с гитаристом группы King Diamond Энди ЛяРоком.
В текущем году Дмитрий записал в Германии второй альбом My Name Is Janet — Big Unveiling In The Town Of Dead («Большая премьера в городе мертвых»). Из первого состава остался только шведский барабанщик Алекс Хедлунд. Новым гитаристом стал нижегородец Михаил Небукин. На бас-гитаре сыграл шведско-американский басист Бьорн Энглен, известный по работам с Ингви Мальмстином и Тони Макалпайном. А саксофонные партии прописал сын Дмитрия Арсений, что обучается в веймарской джазовой школе Хох Шуле. И как раз к сыну в Веймар Дмитрий Лукьяненко и переехал.
— Сейчас стоит задача найти лейбл для издания альбома, — рассказывает Лукьяненко. — И в планах собрать живой коллектив для проекта My Name Is Janet — правда, все мои музыканты живут в разных частях света. Но один состав в Германии я все же собрал — играем Led Zeppelin в джазе.
— Но почему «цеппелинов» — а не, скажем, «битлов»?
— Битлов уже столько перелопачивали в разных стилях! Бедные битлы, они действительно популярнее Бетховена! А Led Zeppelin — одна из моих любимых групп, благодаря ей я и занимаюсь рок-музыкой. Они вторглись в мою жизнь в конце 70-х, когда мы с семьей жили на Кубе, и саданули по моему рассудку очень чувствительно. Мне было 12 лет, когда я заполучил склеенную красной изолентой кассету со вторым альбомом «Цеппелина». На протяжении 35-ти минут (столько длится альбом) я успел испытать разные чувства — от полного разочарования до великой радости, от нестерпимой скуки до безудержного энтузиазма, от полного безразличия до жажды новых свершений. Бегал по комнате, кричал, бился головой о жалюзи, а потом на меня нисходила белая энергия покоя и христианского смирения. И вот для воплощения проекта Led Zeppelin II in Jazz собрался молодой коллектив, где самому пожилому исполнителю (помимо меня) не больше 25 лет — и все без комплексов звездности. Поначалу была идея под «цеппелиновский» аккомпанемент и импровизации читать стихи Бродского, но отказались из-за ритмических несоответствий. Поэтому пришлось петь в оригинале. Надеюсь, Плант не услышит…
— Ты реализовал эту идею, уже будучи в Германии?
— Года полтора назад я собрал в Нижнем кавер-команду, которая выступала с песнями Led Zeppelin и Nazareth. Но оказалось, играть эту музыку в городе негде. Один раз месяц в «Рок-баре», если повезет. И возникла идея поехать к сыну в Германию и состряпать там несостоявшийся проект. Я побывал на концерте коллектива, где играл Арсений, и обалдел! И тут же предложил им сделать песни все тех же Nazareth и Led Zeppelin в джазе, но они в мягкой европейской форме отказались. Они рассчитывали делать мой песенный репертуар, но я как раз в этом смысла не видел. И тут я понял, что надо делать не отдельные песни, а целый альбом Led Zeppelin II. А парни возьми да согласись! Сейчас намечаем туры по Германии на сентябрь.
— Перевернуло ли длительное нахождение в Германии твое представление о рок-музыке?
— Я здесь всего пять месяцев и отрыва от чего-то родного не ощущаю. Мир действительно сузился, и это является знаком времени. Но представление о рок-музыке у меня здесь не поменялось. Хотя в Европе тяжелый рок всегда был важной частью культуры. И когда ты поешь песню на английском языке, публика реагирует очень благосклонно. Не могу сказать, что бурно реагирует, но есть ощущение понимания и взаимопроникновения. В России я единственный раз чувствовал себя уверенно и по-настоящему был защищен от непонимания аудитории, когда в Москве подыгрывал шансон-исполнителю Виктору Королеву в 2002 году.
— В Нижнем ты был участником довольно успешной по нижегородским меркам группе. И заработков, думаю, на жизнь хватало. А в Германии гонорары с концертов выше или ниже твоих нижегородских?
— Мне не хватало! Да никогда не хватает. Но дело не в этом. Мы вместе с «Черным Псом» и «Чкаловым» были на протяжении 11 лет. Абсолютный рекорд для меня. Обычно я ни в одной команде более двух лет не засиживался. Действительная причина столь долгого сотрудничества лежала в плоскости нижегородского коммерческого успеха. Но наступил момент, когда нужно двигаться дальше. По сути, я начал все сначала. И сейчас о больших гонорарах рано еще говорить.
— Но разве ты не чувствовал себя уверенным на сцене, «не был защищен от непонимания аудитории», играя с «Чкаловым»?
— На протяжении всех этих лет мы с «Чкаловым» не дали ни одного концерта, когда бы на нас люди специально приходили и покупали билеты. «Рок-бар» я не беру в расчет, туда приходят обычно потусоваться, и никогда не знаешь, на тебя ли народ пришел или просто попить пивка. А на корпоративах, которые обеспечивают основной доход, ты являешься, допустим, 13-м номером из 25-ти артистов — клоунов, глотателей геенны огненной и прочих придурков. Помню, когда мы играли на Горьковском море на празднике какой-то компании, вдруг отключили электричество и нам пришлось бегать с ведрами, чтобы потешить пьяную публику. А она вместо того, чтобы нас поддержать, смотрела на нас как на идиотов. И вспоминаю концерт на большой сцене центральной площади Павлово. В меня периодически бросали пивные банки и недоеденные куски шашлыка. Приходилось играть великие творения и уворачиваться от «снарядов». Один парень из первых рядов все время плевался и попадал почему-то в меня. Так что за 11 лет служения рок-музыке в Нижнем я ни разу не был уверен, вернусь ли домой живым и здоровым.
— В каких германских залах проходили концерты? Кто на них приходил?
— Оба концерта проходили в маленьких залах. В Берлине играли в совсем мизерном клубе — некая испанская семейная пара арендовала помещение для исполнения негромкой музыки. Это их хобби, они ничего на этом не зарабатывают. Немного напомнило питерские квартирники. Второе выступление проходило в Веймаре в джазовом клубе, там было много народу и все прошло на высшем уровне. Рекламы почти не было, но народ все равно пришел. Просто здесь народ умеет слушать…
Вадим Демидов