14-10-08
Политика
Статистика большая и малая
Такие эффектные еще вчера опросы и опросики заставляют задумываться сегодня о чем-то нехорошем
По данным Росстата, за прошлый год только четыре процента пользователей интернета в России хоть в какой-то форме интересуются политикой. Понятное дело, после украинских событий эта цифра должна была существенно подрасти, но речь не об этом. В конце концов, интересоваться политикой и следить за боевыми действиями — не одно и то же.
Фото Анастасии Макарычевой, gorky.tv
На прошлой неделе «Институт политической психологии» совместно с независимым рейтинговым агентством «А+» провели социологическое исследование, в рамках которого установили, как нижегородцы оценивают результативность правления за последние двадцать три года четырёх наших губернаторов.
Шанцев тут на первом месте с колоссальным перевесом. 91% опрошенных не раздумывая назвали именно его. Ходырев, Скляров и Немцов ютятся у границ статистической погрешности — 3,3%, 3,2% и 2,5% соответственно.
Мало ему, супертяжу региональной политики, было размазать по рингу всех оппонентов на губернаторских выборах. Нет же, услужливые социологи подносят еще и результаты ставок на такие вот исторические поединки. Кто кого? Майк Тайсон против Рокки Марчиано? Бразилия-1970 против Германии-2014?
Большое, как известно, видится на расстоянии, а крупных региональных фигур супротив Шанцева даже в новейшей российской истории поискать. Ну, Немцов — время дало ему карт-бланш на свершения, но свой удивительный шанс он, по большому счёту, не использовал. Второй раз в эту реку история ему войти точно не даст. Борису Ефимовичу, ставшему на время персонажем отечественного фольклора, впору теперь мерятся антирейтингом с самим сатаной.
Двое последующих губернаторов сливаются воедино в своем барахтаньи в горьком море региональной политики. Как могли, так и плыли. Да и времена тогда, прямо скажем, жировать не позволяли. Как хозяйственнику, прослыв таким образом достаточно быстро, Шанцеву удалось одолеть не один региональный долгострой. Забрезжили и новые стройки. А вот как политик остался он за девять лет без конкурентов, что для политика не сказать, что очень уж хорошо.
Нижегородцы, кстати, прекрасно видят эту безальтернативность. В рамках всё того же опроса, комментируя свой выбор в пользу Шанцева, 37,7% указали, что им больше не за кого было голосовать. Да, конечно, упоминались и конкретные результаты работы (66,9%), и тот факт, что Шанцев хороший хозяйственник (31,9%), что его поддерживает сам президент (27,6%), что есть планы на будущее (17,9%) и т. д. и т. п., но вот это «больше не за кого» — оно все равно удручает.
С другой стороны, вернемся к первым цифрам этого материала. Из 64% населения страны, использующих интернет (а, уверен, это самая активная часть общества), 96% в политику не лезут, ею не интересуются. Это не приговор, это данность. Люди в большинстве своём перемен не желают. Если же кроме выборных процедур будут их массово волновать другие способы участия в политической жизни страны — добра не жди. Одни быстро сколотят отряды для побиения инакомыслящих, другие начнут выстраивать альтернативные системы управления бизнесом. Третьи пойдут брать приступом телецентр. На Украину поглядите, в общем, все сразу станет понятно.
Пока Шанцев обходит всех своих конкурентов в прошлом, равно как и в будущем, в области какой-никакой, а все же порядок. Другое дело, что кроме негативных последствий вхождения народных масс в политический процесс, бывают иногда и позитивные изменения. Это как водой холодной обливаться, можно здоровье укрепить, а можно и попортить.
В любом случае, всплески политической активности можно гасить до поры. Сейчас, например, все те, кто был на грани срыва, смотрят в сторону Новороссии, и даже не важно, какая из двух сторон конфликта им милее.
Но и этот выпуск эмоций амбивалентен в своей сути. Если долго смотреть на огонь, можно стать огнепоклонником, а отдохнув на славу после нервных 90-х, можно и сызнова браться за топор. Всё может круто измениться в одночасье. Будем надеяться, что час этот пробьет еще не скоро.
А пока следим за рейтингами губернатора. Это может оказаться куда важнее, чем ощущения от происходящих в стране процессов. Главное, чтобы за сто процентов не переваливал коэффициент народной поддержки, тут уже другая крайность может померещиться.
Илья Кубышкин