№129 (2270), 21.11.2014
Экономика
О дивный новый мир инноваций
Разговор о нашем промышленном завтра
В пятницу на прошлой неделе (7 ноября 2014 года) «Ассоциация инновационных регионов России» — есть, оказывается, и такая — опубликовала рейтинг инновационной активности регионов в 2014 году. Нижегородская область, как и в 2013 году, сохранила за собой четвертое место в рейтинге. Впрочем, незыблемыми остались позиции и прочих регионов из первой пятёрки рейтинга. Тонем равномерно. Точнее, не тонем, ведь сектор инноваций настолько слаб по сей день, что говорить о нем всерьёз как-то даже неловко.
Только порядка 6% всех предложенных отечественных инноваций востребованы на международном рынке. Как правило, и те немногие — плод частной инициативы. Как это работает? Сперва доприватизировались, разбивая промышленные гиганты до атомов. Потом у маленькой такой компании иногда появлялся деятельный и умный директор, сумевший заинтересовать коллектив и скупить побольше акций, не дав пустить с молотка предприятие. Такой не распиливал станки на цветмет, а поднимал всё с нуля, находил для бизнеса нишу на внутреннем или международном рынке и старался её заполнить своей продукцией.
Примерно до 2010 года многие такие фирмы активно переориентировали научно-технический потенциал на потребу новым вызовам. Но по факту редко могли предложить что-то уникальное. К тому же отставание в научно-техническом секторе нашей страны сегодня оценивается экспертами лет в двадцать. Всегда можно закупиться за рубежом, там было и есть подешевше и качественнее. В любом случае, на уровне страны такие вот сегментики хороши, но стратегически стране в целом ничего не давали, кроме налогов. Как правило, и те платить было не с чего. Лишь только забрезжили большие контракты.
Можно, конечно, было рассчитывать, что рано или поздно промышленные цепочки сызнова выстроятся и инновации перестанут быть разрозненными и неэффективными. Но для этого, по заветам младореформаторов, приватизацию надо было не останавливать до последнего винтика теперь уже госмонополий. Победили другие приоритеты. После 2010 года государство взялось за ум и стало укрупнять предприятия, занимающиеся инновациями. В итоге сегодня вытаптываются сотни молодых неокрепших ростков. А количество всё тех же распильщиков, теперь уже на государственном уровне, воистину удручает. В общем, друзья, как ни садитесь, всё одно — снова двойка.
Когда крупные образования соберутся сызнова, порастратив людей и оборудование, не сразу смогут они создать что-то принципиально-новое. Разве что чудом уцелеют те или иные артефакты.
Что касается технических инноваций предприятий, на которые тоже ориентируется вышеупомянутый рейтинг, тут речь идёт, в лучшем случае, о закупке новых компьютеров для сотрудников. Станки и прочее оборудование, если и покупается, то за рубежом. Старые ветшают год от года. Образование в одном месте. В каком — говорить неуместно. Отечественные вузы плетутся в хвостах любого международного рейтинга. Нижегородский университет когда-то был в пятёрке по стране. Теперь, например, в свежем рейтинге «Эксперта РА» — на сорок пятой строчке.
Инновациями мериться вздумали, давайте, ага.
Есть еще экологические и маркетинговые инновации, но о них говорить не приходится. В первом случае вам дадут марлевую повязку на вредном химическом производстве, посадят цветок в горшочек. Возможно, даже снабдят защитным костюмом. Скорее всего, иностранного производства. Про маркетинг говорить можно только в последнюю очередь. Когда вся остальная система встанет на ноги. Умение продавать себя ничего не стоит без достойного товара.
Конечно, в Нижегородской области традиционно очень сильный научно-технический потенциал, но слишком многие НИИ и компании работают сегодня на внешнего заказчика, продавая не конечный продукт, а свой труд. Таким образом инновации есть, а результатов для страны — нет.
Программы поддержки промышленности в 2009 году приняли многие регионы, есть и результат. Например у нас процент предприятий, внедряющих инновации, в целом упал по данным Росстата с 2009 года на три процента и составил 15,4%. Зато вырос в области процент внедряющих технологические инновации. Теперь это 13,7% супротив 11,8% в 2009 году.
Зато вдвое превышает данные в целом по стране процент отгруженных с нижегородчины товаров, работ и услуг в инновационной области. 18,1% по сравнению с общероссийскими 9,2%. Глава области поставил задачу достигнуть и 40%. Таков уже сейчас процент инноваций в Китае, например.
Другое дело, из чего складываются эти цифры. Если только работы посчитать, то, опять же, утечку мозгов, быть может, мы и остановили, но только потому, что в собственной стране выросли люди, работающие на заграницу. Уезжать уже и не надо, получается. Вряд ли нынешние санкции заставят крупные международные компании отказаться от дешёвой, по их меркам, рабочей силы в России.
К сожалению, Росстат не даёт точного разделения между товарами, работами и услугами. Хотя, на наш взгляд, пропорция эта очень важна, чтобы всерьёз говорить о том, что ждёт нас дальше. Эксперты сегодня очень по разному смотрят на будущее. Находясь на своеобразной инновационной передовой, будем внимательнее следить за процессами в нашей области. Глядишь, будет понятнее, что день грядущий нам готовит.
Илья Кубышкин