№132 (2273), 22.11.2014

Экономика

Личная инвестиционная комиссия

Олег Кондрашов пытается подмять под себя контроль над передачей муниципальных земель без конкурса

Есть управленцы, которые, приняв решение, не меняют его ни при каких обстоятельствах. Другие, решив что-то и увидев ошибку, открыто признают это и берут за все ответственность на себя. А есть стиль главы администрации Нижнего Новгорода Олега Кондрашова.

Фото www.admgor.nnov.ru

Под покровом ночи, вроде как перехитрив всех, он принял решение. Будучи пойманным за руку, отменил его, а потом обвинил во всем непричастных за слив информации в СМИ.

Так получилось у нижегородского сити-менеджера с многократными изменениями положения «О комиссии по инвестиционной политике и земельным отношениям в городе Нижнем Новгороде». Вот уж воистину прав классик: «Стиль — это человек».

Инвестиционный совет при губернаторе Нижегородской области, признаем, работает открыто — известны конкретные цифры по количеству рассмотренных заявок, по общей сумме инвестиций, по созданным рабочим местам.

А вот аналогичная комиссия по инвестиционной политике и земельным отношениям в городе Нижнем Новгороде — «вещь в себе». О ней и результатах ее работы практически ничего не известно. Сити-менеджер Олег Кондрашов городскую инвестиционную комиссию ни разу в своих интервью и выступлениях не упомянул, как будто это секретная структура.

Все было тут тайным, пока не грянул скандал: 4 августа 2014 года главой администрации города было подписано новое положение «О городской инвестиционной комиссии».

История вопроса вкратце такова. Городская комиссия по земельным отношениям существовала с 23 августа 1994 года. В 2005 году губернатор Валерий Шанцев инициировал принятие нового закона «О реализации земельных отношений в Нижегородской области».

В результате этого полномочия в сфере распоряжения землей перешли к правительству области. Возник инвестсовет при губернаторе. Исходя из этого, 19 мая 2006 года администрация Нижнего Новгорода приняла такое положение о городской инвесткомиссии, которое соответствовало новым условиям.

Среди плюсов нового документа было право комиссии на реальное принятие решений, в ее состав вошли представители районных администраций, структурных подразделений администрации города, а также депутаты городской думы. Кроме того, комиссия решала вопрос предоставления земельных участков как на торгах, то есть на конкурсных основаниях, так и без их проведения.

Это положение действовало почти восемь лет. И вот 4 августа 2014 года Кондрашов вдруг меняет правила игры. Из инвестиционной комиссии убирают представителей администраций районов, депутатов гордумы.

Комиссия становится коллегиально-совещательным органом, ее решения носят теперь рекомендательный характер. Кроме того, она оказывается заточена только на решения внеконкурсных процедур, то есть без объявления торгов на земельные участки.

Самое интересное состоит в том, что в августе депутаты городской думы Нижнего Новгорода находятся на каникулах, которые заканчиваются в середине сентября. Пользуясь этой паузой в работе думы, Олег Кондрашов, будем называть вещи своими именами, выкидывает из городской инвестиционной комиссии четырех депутатов. А ведь их количество и фамилии были согласованы с сити-менеджером.

Речь идет о председателе комиссии по имуществу и земельным отношениям Елизавете Солонченко, председателе комиссии по экологии Вячеславе Монахове, председателе комиссии по градостроительству Вячеславе Растеряеве и депутате Кирилле Лазорине, профессиональном юристе.

Очевидно, какие-то земельные участки нужно было провести через комиссию в отсутствие депутатов, что и было сделано, пока парламентарии разбирались: собирается ли инвестиционная комиссия и почему их туда не приглашают?

Понятно, что градоначальник фактически бросил вызов городской думе в целом, а не четырем депутатам. Отбиваться от депутатов пришлось заместителю главы администрации Нижнего Новгорода Владимиру Привалову. Тот пояснил, что это комиссия администрации, и не надо смешивать ветви власти — исполнительную и представительную. Мол, на это может обратить внимание и прокуратура. К тому же, в комиссию по имуществу и земельным отношениям думы не входят сотрудники администрации.

Депутаты, однако, объяснений этой тайной спецоперации Кондрашова не приняли. И разработали ответные меры. Во-первых, проверить деятельность городской инвестиционной комиссии за 2014 год.

Во-вторых, принять положение об имуществе силами гордумы, которое бы во многом перекрывало возможности совершения действий с земельными участками без учета мнений депутатов.

Не успели они рассмотреть свой документ, как стало известно, что глава горадминистрации опять внес изменения в положение: вернул депутатов в состав комиссии!

Однако депутаты задний ход давать не захотели. Оказывается, около двух лет назад подобный документ думой уже разрабатывался, но тогда его отложили в сторону, видимо, по договоренности с сити-менеджером. Но тот, как мы видим, договоров не соблюдает. Поэтому «нулевого варианта» не получилось. Свое положение депутаты решили доработать и принять на думе.

Эти обсуждения носили публичный характер, поэтому информация утекала к журналистам. Более того, не было секретом и то, какая заявка на земельный участок привлекла внимание и депутатов, и представителей СМИ.

На заседании городской инвестиционной комиссии 16 октября 2014 года было принято решение о том, что земельный участок на ул. Малая Ямская под домом №1 передается под строительство предприятия общественного питания. Ни много ни мало, 4700 квадратных метров в центре Нижнего Новгорода. Место не самое плохое, тем более, что в этом районе не так много подобных точек.

Любопытно отметить, что изначально администрация Нижегородского района выступила против передачи этого земельного участка. Там, мол, сейчас находится единственная в районе база пескосоляной смеси. Но каким-то образом сопротивление районной администрации было успешно преодолено.

Еще интереснее, что сообщение о передаче земельного участка якобы было опубликовано в СМИ, но заявок на конкурс не поступало, хотя ожидался ажиотажный спрос: очень уж интересное предложение.

Когда только распространились слухи об освобождении участка, к нему наперегонки бросились желающие. Почему же так получилось, что заявка инвестора оказалась единственной?

Тому есть объяснение, правда, пока лишь в виде версии: тираж газеты, где было это информационное сообщение напечатано, был предусмотрительно выкуплен еще в типографии.

Надо полагать, есть какая-то прореха в информировании заинтересованных лиц по земельным участкам. Обычно сообщения дают и в газете, и на сайте, контролируемом администрацией.

Но даже после всего этого скандальная история продолжилась. Сити-менеджер Кондрашов на одном из совещаний решил устроить разбор полетов и выяснить, кто сливает информацию о городской инвестиционной комиссии в недружественные СМИ?

Он указал перстом на одного из депутатов гордумы и обещал доказать его виновность. Как сити-менеджер это сделает и что еще он задумал, пока неизвестно, ну а мы будем следить за развитием событий.

Виктор Деменев