№12 (2299), 09.02.2015
Культурный слой
Аз есмь мужик, или Поэт Сормовской Большой дороги
О новой книге стихотворений Николая Симонова
В минувшем году нижегородское издательство «Книги» при содействии правительства Нижегородской области в рамках программы финансовой поддержки регионального книгоиздания выпустило серию книг нижегородских авторов, среди которых — очередной поэтический сборник Николая Симонова «Жизнь — игра». Читателю предстоит иметь дело с собранием иронических стихотворений, что в нынешнее время для нашей региональной литературы — жанровая редкость.
Пролог
Мы уже свыклись с той мыслью, что у большого поэта сложно-трагическое отношение со своим временем. Или с самим собой, что не одно и то же.
Как иначе? Поэт — он же бунтарь, герой-одиночка; или наоборот — жертва времени, внелитературных обстоятельств. Как-то так получалось.
Посмотрите на сегодняшний свистопляс сетевых поэтов. Они, конечно, жить вам не мешают, ибо выбранный ими род деятельности на это не направлен, да и к тому же кому — графомания, кому — литература. Ну, имеются свои подписчики на сетевых ресурсах, записывают они свои аудиопоэтические альбомы, катаются по клубам и весям с выступлениями и так далее.
Только читательской веры ко многим нет.
И поступков за такой поэзией не наблюдается, какую «трудовую» биографию «нашим рыжим» не делали б.
А ну их, этих сетевых героев!
Хорошо, что нам сегодня выпал случай поговорить о другом.
«Есть в его творчестве крепкое и здоровое начало, — писал Юрий Адрианов о стихах Николая Симонова, — неравнодушный взгляд русского человека».
Действительно, из «горьковских» о нашем Симонове говорили и говорят довольно много. Теперь и мы скажем.
Пойдемте на Сормовскую Большую дорогу.
Красный Сормович
Симонов — не бунтарь, не жертва внелитературных обстоятельств.
Наш Симонов — коренной горьковчанин, исконный сормович.
Родился в середине прошлого столетия, окончил среднюю школу, затем профтехучилище, после чего некоторое время трудился слесарем на авиационном заводе, служил в рядах советской армии. С окончанием службы в войсках ПВО, попробовав себя в роли электромонтажника, пошел судосборщиком на завод «Красное Сормово», где и проработал сорок лет.
Чем не литературная биография вам?
Это о себе он потом скажет:
Имею грубые манеры,
Простой язык.
Вы — господа, джентльмены, сэры,
А я — мужик!
Я не могу предать и сдаться,
Рыдать, вопить.
Меня продать легко удастся —
Нельзя купить.
Его товарищи по перу и бумаге не раз отмечали сходство симоновской поэзии с «волжской» и «рабочей темой» Александра Люкина, творчество которого для многих молодых в свое время было значимо, да и имя Люкина тогда свой вес имело.
Симонов, как мы видим, человек трудовой профессии, отсюда у него и грубоватая веселость, и неподдельная самоирония, за которыми стоит обыкновенная человеческая судьба.
Многое переняв от лирики Люкина, он сформировал свою манеру силлабо-тонического высказывания, свой чеканный стиль, где есть место и лирической поэзии, и философским формулам, что почерпнуты из социально-политических ситуаций; в его поэзии нет позиционного абстрагирования, а сам он не встал на место стороннего наблюдателя — до всего нашему поэту есть дело.
При этом автор нисколько не склонен преувеличивать значение своего творчества.
День пролетает в диком ритме.
Приходит ночь, но сон забудь.
Так нежно муза говорит мне:
— Хоть сочинил бы что-нибудь.
А вот тоже ироническое, но уже про другое… из стихотворения «Эпоха поцелуев»:
Живу, любя и негодуя,
Гордясь судьбою непростой:
Я рос в Эпоху поцелуев,
Что кем-то названа — «Застой».
Вышестоящие четыре строчки написаны в середине девяностых. С тех пор у Симонова вышло восемь стихотворных сборников.
Но о них в другой раз: нам с вами дальше — к новой книге.
«Жизнь — игра»
Почему-то кажется, что название книжки не абы какое удачное. Может быть, имя этому ироническому сборнику стихов дали прямиком в издательстве? Вот никак «Жизнь — игра» не вяжется… Не дать, не взять — «баян», как говорят молодые филологи.
Но, быть может, оно так и задумано?
Итак, корпус иронического сборника — 76 текстов, которые поделены на 7 циклов. Циклы по большей части представляют собой тематическую подборку. Тут и городская лирика с взгальными прогулками по главным и знакомым улочкам, с больными думами о Нижнем — нежном и нужном. И литературная тема с размышлениями о сиюминутном и вечном имеетсе, где Симонов открыто ставит перед собою вопрос следующий:
Что общего меж мной и Гоголем?
Да много общего, друзья!
Носились полем ли, дорогой ли
На птице-тройке он и я…
И если бы меня спросили вы,
Я б вам ответил на вопрос:
Я тоже — Николай Васильевич!
Есть у меня шинель и нос!
Как видите, сам Николай Васильевич на него и ответил. И совсем не скучно.
Скажу честно, сам представляю, в каких обстоятельствах Симонову приходилось записывать свои иронические стихотворения. Ему, наверное, и записывать их было не на чем и нечем. Все самому приходилось запоминать, а если когда и было чем и на чем:
Любовь от нас с тобой уходит,
И, оторвавшись от сохи,
Сижу-пишу на огороде
Тебе прощальные стихи.
И далее:
Я дописал свою тетрадку,
Прочёл — оторопь берет:
Здесь что ни стих — сплошная грядка,
Что ни поэма — огород.
Русский поэт на мужицкой работе… а стихи какие!
Его ирония лишена высокомерия; это смех над самим собой, равно как и над своими друзьями. Он без натуги, он — органичен. Это вам не рубрика «Юмор в коротких штанишках».
Кстати, по-настоящему хохочешь, когда читаешь цикл «Прощай, Париж!», где стихотворения даны в виде путевых заметок (надо сказать, что Николай Васильевич в Париже бывал). И снова прогулки, башня Эйфеля, думы о России, о демографии в Пятой республике:
Хочу сказать я парижанам:
Закон бесплоден, господа!
От мамы Пьера с папой Жаном
Детей не будет никогда.
Такие дела. Спасибо, Николай Васильевич! На таких мужиках свет и держится.
ПОДТЕКСТ
Николай Симонов
Родился в Горьком. После окончания средней школы работал слесарем на Авиационном заводе. Служил в рядах Советской армии. Тридцать семь лет проработал судосборщиком на заводе «Красное Сормово».
Публиковался в нижегородских и столичных изданиях, альманахах и коллективных сборниках. Автор семи поэтических книг: «Эпоха поцелуев» (1996), «Пятый угол» (1997), «Сормовска больша дорога» (1999), «Кот на крыше» (2002), «Явь» (2005), «Между Правью и Навью» (2010), «Жизнь — игра» (2014).
Лауреат премии журнала «Нижний Новгород» и премии им. Александра Люкина. Участник и призер трех Всероссийских фестивалей иронической поэзии «Русский смех».
С 2004 года возглавляет сормовское литературное объединение «Волга».
Член Союза писателей России. Живет в Нижнем Новгороде.
Дмитрий Ларионов