№12 (2299), 09.02.2015

Культурный слой

Аз есмь мужик, или Поэт Сормовской Большой дороги

О новой книге стихотворений Николая Симонова

В минувшем году нижегородское издательство «Книги» при содействии правительства Нижегородской области в рамках программы финансовой поддержки регионального книгоиздания выпустило серию книг нижегородских авторов, среди которых — очередной поэтический сборник Николая Симонова «Жизнь — игра». Читателю предстоит иметь дело с собранием иронических стихотворений, что в нынешнее время для нашей региональной литературы — жанровая редкость.

 

Пролог

Мы уже свыклись с той мыслью, что у большого поэта сложно-трагическое отношение со своим временем. Или с самим собой, что не одно и то же.

Как иначе? Поэт — он же бунтарь, герой-одиночка; или наоборот — жертва времени, внелитературных обстоятельств. Как-то так получалось.

Посмотрите на сегодняшний свистопляс сетевых поэтов. Они, конечно, жить вам не мешают, ибо выбранный ими род деятельности на это не направлен, да и к тому же кому — графомания, кому — литература. Ну, имеются свои подписчики на сетевых ресурсах, записывают они свои аудиопоэтические альбомы, катаются по клубам и весям с выступлениями и так далее.

Только читательской веры ко многим нет.

И поступков за такой поэзией не наблюдается, какую «трудовую» биографию «нашим рыжим» не делали б.

А ну их, этих сетевых героев!

Хорошо, что нам сегодня выпал случай поговорить о другом.

«Есть в его творчестве крепкое и здоровое начало, — писал Юрий Адрианов о стихах Николая Симонова, — неравнодушный взгляд русского человека».

Действительно, из «горьковских» о нашем Симонове говорили и говорят довольно много. Теперь и мы скажем.

Пойдемте на Сормовскую Большую дорогу.

Красный Сормович

Симонов — не бунтарь, не жертва внелитературных обстоятельств.

Наш Симонов — коренной горьковчанин, исконный сормович.

Родился в середине прошлого столетия, окончил среднюю школу, затем профтехучилище, после чего некоторое время трудился слесарем на авиационном заводе, служил в рядах советской армии. С окончанием службы в войсках ПВО, попробовав себя в роли электромонтажника, пошел судосборщиком на завод «Красное Сормово», где и проработал сорок лет.

Чем не литературная биография вам?

Это о себе он потом скажет:

 

Имею грубые манеры,

Простой язык.

Вы — господа, джентльмены, сэры,

А я — мужик!

Я не могу предать и сдаться,

Рыдать, вопить.

Меня продать легко удастся —

Нельзя купить.

 

Его товарищи по перу и бумаге не раз отмечали сходство симоновской поэзии с «волжской» и «рабочей темой» Александра Люкина, творчество которого для многих молодых в свое время было значимо, да и имя Люкина тогда свой вес имело.

Симонов, как мы видим, человек трудовой профессии, отсюда у него и грубоватая веселость, и неподдельная самоирония, за которыми стоит обыкновенная человеческая судьба.

Многое переняв от лирики Люкина, он сформировал свою манеру силлабо-тонического высказывания, свой чеканный стиль, где есть место и лирической поэзии, и философским формулам, что почерпнуты из социально-политических ситуаций; в его поэзии нет позиционного абстрагирования, а сам он не встал на место стороннего наблюдателя — до всего нашему поэту есть дело.

При этом автор нисколько не склонен преувеличивать значение своего творчества.

 

День пролетает в диком ритме.

Приходит ночь, но сон забудь.

Так нежно муза говорит мне:

— Хоть сочинил бы что-нибудь.

 

А вот тоже ироническое, но уже про другое… из стихотворения «Эпоха поцелуев»:

 

Живу, любя и негодуя,

Гордясь судьбою непростой:

Я рос в Эпоху поцелуев,

Что кем-то названа — «Застой».

 

Вышестоящие четыре строчки написаны в середине девяностых. С тех пор у Симонова вышло восемь стихотворных сборников.

Но о них в другой раз: нам с вами дальше — к новой книге.

«Жизнь — игра»

Почему-то кажется, что название книжки не абы какое удачное. Может быть, имя этому ироническому сборнику стихов дали прямиком в издательстве? Вот никак «Жизнь — игра» не вяжется… Не дать, не взять — «баян», как говорят молодые филологи.

Но, быть может, оно так и задумано?

Итак, корпус иронического сборника — 76 текстов, которые поделены на 7 циклов. Циклы по большей части представляют собой тематическую подборку. Тут и городская лирика с взгальными прогулками по главным и знакомым улочкам, с больными думами о Нижнем — нежном и нужном. И литературная тема с размышлениями о сиюминутном и вечном имеетсе, где Симонов открыто ставит перед собою вопрос следующий:

 

Что общего меж мной и Гоголем?

Да много общего, друзья!

Носились полем ли, дорогой ли

На птице-тройке он и я…

И если бы меня спросили вы,

Я б вам ответил на вопрос:

Я тоже — Николай Васильевич!

Есть у меня шинель и нос!

 

Как видите, сам Николай Васильевич на него и ответил. И совсем не скучно.

Скажу честно, сам представляю, в каких обстоятельствах Симонову приходилось записывать свои иронические стихотворения. Ему, наверное, и записывать их было не на чем и нечем. Все самому приходилось запоминать, а если когда и было чем и на чем:

 

Любовь от нас с тобой уходит,

И, оторвавшись от сохи,

Сижу-пишу на огороде

Тебе прощальные стихи.

 

И далее:

 

Я дописал свою тетрадку,

Прочёл — оторопь берет:

Здесь что ни стих — сплошная грядка,

Что ни поэма — огород.

 

Русский поэт на мужицкой работе… а стихи какие!

Его ирония лишена высокомерия; это смех над самим собой, равно как и над своими друзьями. Он без натуги, он — органичен. Это вам не рубрика «Юмор в коротких штанишках».

Кстати, по-настоящему хохочешь, когда читаешь цикл «Прощай, Париж!», где стихотворения даны в виде путевых заметок (надо сказать, что Николай Васильевич в Париже бывал). И снова прогулки, башня Эйфеля, думы о России, о демографии в Пятой республике:

 

Хочу сказать я парижанам:

Закон бесплоден, господа!

От мамы Пьера с папой Жаном

Детей не будет никогда.

 

Такие дела. Спасибо, Николай Василь­евич! На таких мужиках свет и держится.

ПОДТЕКСТ

Николай Симонов

Родился в Горьком. После окончания средней школы работал слесарем на Авиационном заводе. Служил в рядах Советской армии. Тридцать семь лет проработал судосборщиком на заводе «Красное Сормово».

Публиковался в нижегородских и столичных изданиях, альманахах и коллективных сборниках. Автор семи поэтических книг: «Эпоха поцелуев» (1996), «Пятый угол» (1997), «Сормовска больша дорога» (1999), «Кот на крыше» (2002), «Явь» (2005), «Между Правью и Навью» (2010), «Жизнь — игра» (2014).

Лауреат премии журнала «Нижний Новгород» и премии им. Александра Люкина. Участник и призер трех Всероссийских фестивалей иронической поэзии «Русский смех».

С 2004 года возглавляет сормовское литературное объединение «Волга».

Член Союза писателей России. Живет в Нижнем Новгороде.

Дмитрий Ларионов