№18 (2305), 07.03.2015

Культурный слой

Год литературы «в драме»

В Нижегородской губернии год литературы открылся 18 февраля в театре драмы им М. Горького.

Место проведения торжественного мероприятия по части символики было выбрано безупречно: Максим Горький, чьё имя носит достопочтимый театр, для нижегородцев, как Александр Пушкин для всей России — наше всё. Подтверждением тому послужил момент из выступления губернатора Валерия Шанцева. Представляясь где-то за границей и называя город, из которого он, иностранцы спрашивали, что за город. «Где он, Нижний Новгород?» — пожимали они плечами. Когда же губернатор называл «Горький», то собеседники радостно и облегченно улыбались — имя знаменитого писателя, да и сам промышленно развитый социалистический город были широко известны за пределами нашей страны. Вот такие казусы случаются порой при переименованиях. Это к слову.

Находясь на площади Минина и Пожарского, можно было услышать задорные голоса детей и взрослых, доносящиеся от театра. Одна из речёвок сообщала всем прохожим и зрителям, что «Пушкин в год литературы — наша главная фигура». Рифма, конечно, хромая, но кто бы спорил.

Организатором этого праздника явилась детская областная библиотека. Дети с героями детских сказок водили хороводы, держа в руках любимые книги. Составляли длинную книжную закладку с троекратным девизом-заклинанием «Будем читать! Будем читать! Будем читать!» Приятно, что дети давали такое обещание.

У памятника другому знаменитому нижегородскому писателю и критику — Н.А. Добролюбову, динамик был послабее детского (может, из скромности и вежливости). С открытого кузова маленького грузовичка читали стихи самодеятельные поэты. Их было так мало, что ведущая призывала взойти на самодеятельную трибуну каждого, кто попадал ей на глаза. День был, несмотря на солнце, ярко символизирующее, по определению Михаила Пришвина, «весну света», ветреным и холодным, и потому людей на продуваемой с севера на юг Большой Покровке было мало. Все приехавшие из районов представители культуры и административные работники спешили укрыться в теплом зале театра.

 

«Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла — всё кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит».


Надеюсь, что читатель без труда определит автора этих строк. С приходом губернаторской команды зазвучали через динамики стихи Бориса Пастернака в исполнении Александра Мюрисепа. Затем он и его коллеги вышли на сцену и представили знакомый с пионерского детства монтаж из стихов самых знаменитых поэтов России, в основном ХХ века.

Губернатор говорил об объединяющей и нравственной силе русской литературы, нечто в духе «Поэт в России — больше, чем поэт». Не длинно, и это было хорошо. По итогам 2014 (года культуры) наградил глав администраций Варнавинского, Ветлужского, Краснобаковского, Лукояновского районов автомашинами для организации передвижных библиотек. Такое вот в год литературы начинание, сравнимое с начальными годами советской власти, когда боролись с неграмотностью. Через почти сто лет передвижки с книгами — хиленькое средство поддержания культуры в обезлюдевших селах и деревнях, в которых держать стационарные библиотеки накладно для бюджета.

Недолгая и скромная затем процедура награждения детей, отличившихся в творческих конкурсах «Всё начинается с детства», «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!» Приветственное, почти что напутственное слово доктора филологии из Нижегородского исследовательского университета Елены Мариновой, инициатора акции «Грамотный Нижний».

И в заключении подарок от артистов театра драмы. Спектакль «Три романса о любви» был как нельзя кстати для зала, заполненного публикой из районов области, не избалованной высоким сценическим мастерством. Да и многие нижегородцы не видели эту постановку, премьера которой состоялась лишь 5 февраля 2015 года. В трех миниатюрах известных авторов (Петрушевская, Злотников и Распутин) заключена вся наша жизнь с гротеском, граничащим порой с фарсом, искрометной комедией положений и внезапно щемящей болью от потери жизненного ориентира героя, сказавшего неосторожное слово. Черствое слово, что страшнее пистолета.

Думается, что открытие года литературы удалось, особенно благодаря царскому подарку артистов театра драмы. Они-то нас порадовали.

А вот чем порадуют читателей мастера художественного слова Нижнего Новгорода в год литературы — вот главный вопрос.

Михаил Чижов