№18 (2305), 07.03.2015

Экономика

Внутренний и беспощадный

Достижения на ниве туризма

Туристическая привлекательность регионов — это очередная дисциплина, в которой соревнуются российские губернаторы. Возможно, третья после желания нравиться федеральному центру и инвесторам. Главное в этом спорте — заставить этих господ закопать свои пять золотых именно в нашу землю, а не соседскую. И если кто-то уже закопал, то власти как Буратино начинают ждать, когда вырастет дерево с множеством золотых, и заранее анонсируют это событие.

Фото Анастасии Макарычевой

На мой субъективный взгляд, в деле внутреннего туризма выбрана стратегия под кодовым названием «Винегрет». То есть, имея собственную начинку, мы смотрим, с чем пироги у соседей, все тащим к себе, но пирог у нас все равно не получается.

Посмотрели на Запад и захотели в Золотое кольцо. Вы же помните, как в 2009 году руководитель Федерального агентства по туризму РФ Владимир Стржалковский выразил сомнение в том, что включение Нижнего Новгорода в маршрут «Золотое кольцо России» приведет к увеличению туристического потока в регион. И как бы намекнул, что надо поработать над условиями для туристов, а не формальным включением в перечень. И дело не только в инфраструктуре. Историческая застройка городов, которая так прельщает любителей Золотого кольца, в Нижнем Новгороде уже практически утрачена.

Потом мы посмотрели на восток и оценили, как Казань лопатой гребет деньги, зарабатывая на своих аквапарках. Началась долгая эпопея со строительством собственной водной затеи. Из всех инвесторов пока до сдачи объекта добрались только владельцы кстовского аквапарка. Правда, оценившие новинку граждане уже высказались на городском интернет-форуме, что развлечений там гораздо меньше, чем в Казани, а в стоимость абонемента, похоже, включен проезд до столицы Татарстана и обратно.

Что остается в сухом остатке? Собственные богатства, которые, правда, в гонке региона за лоском слегка подернулись паутиной и пылью. Я сейчас говорю даже не про городецкие пряники или хохлому. Я про то, ради чего люди готовы ехать в чужой регион — про мероприятия. Второй год копирую себе на память рожденный в недрах профильного ведомства календарь туристских событий Нижегородской области на текущий год. В табличке около двух сотен событий разного масштаба. Согласитесь, две сотни мероприятий по региону — это ого-го! Это праздник на каждом углу. И каждое из событий, по мнению составителей, обещает туристам вкусное мероприятие и служит наглядной иллюстрацией, что внутренний туризм жил, жив и будет жить. Календарь даже было обещано презентовать ведущим туристским компаниям, специализирующимся на развитии внутреннего туризма в Нижегородской области, и распространять на ведущих российских и международных выставках. И тут делается не по себе. Потому что качество опять пало жертвой количества. Двести мероприятий — это включая дни поселков, аморфное празднование общероссийских праздников вроде 8 Марта и спортивные соревнования в районах. Все ли они имеют ценность для внутреннего туризма? Вряд ли. Но есть в этой куче повседневности и настоящие жемчужины, ради которых можно приехать и за тысячу километров. Я про сельские праздники, осколки старинных обрядов.

Собственные богатства, которые, правда, в гонке региона за лоском слегка подернулись паутиной и пылью. Я сейчас говорю даже не про городецкие пряники или хохлому. Я про то, ради чего люди готовы ехать в чужой регион — про мероприятия

Повезло мне побывать однажды на похоронах Стромы в селе Шутилово Первомайского района. До сих пор забыть не могу. Праздник проходит в июне, приписывается к древнему обычаю прощания с весной. Сначала сделанная руками кукла в человеческий рост, именуемая Костромой или Стромой, поживает относительно неплохо — делает домашние дела, обедает, спит или прядет. А потом начинает болеть и наконец умирает. Прямо как внутренний туризм! Селяне начинают плакать, изображают похороны и поминки, плавно перетекающие во всеобщее веселье. Все роли играют местные старушки в самодельных костюмах.

Понятно, что еще лет пять и праздник может выпасть из календаря «туристских событий». Не станет старушек, которые носят по избам пироги, поют и плачут у постели Стромы, упоительно таскают ее гроб по селу под причитания, а потом разрывают и развеивают куклу в поле среди набирающей силу пшеницы. И не станет пунктика в календаре. Поэтому поспешите, кто хочет видеть. Потом ведь денег на историческую реконструкцию не найдется, и будете читать о празднике в этих ваших интернетах. Ну, а в календарь, понятное дело, вставят какой-нибудь День тракториста. Или все же добавят Масленицу, про которую отчего-то забыли в этом году.

А есть праздники, продвигать которые вкусно и полезно, но не на что. Например, Праздник каши в селе Лаптево Павловского района. Об этом мероприятии я узнала как раз из министерского календаря и два года подряд не могла собраться с духом, чтобы посетить. Предчувствие какое-то было по поводу предстоящего. А недавно увидела блог Максима Калашникова, который сумел запечатлеть этот праздник. Горячая каша в чугунках из печки (да на январском морозце!) вприкуску с горьковатым дымом топленных изб да под гармонь, скоморохи, ростовые куклы и немного зрителей на зимнем ветру. Выброс энтузиазма в чистом виде. Потому что все это на фоне обшарпанного Дома культуры и старых школьных парт вместо столов. Разве не прелесть? Внутренний туризм, видимо, должен быть беспощадным.

А теперь сядьте. На фоне всего этого у властей есть цель: увеличить к 2020 году туристический поток до трех миллионов человек в год. И они заняты созданием инфраструктуры — курируют строительство гостиниц и ресторанов. Приезжайте к нам спать и кушать, да.

Юлия Сухонина