№39 (2326), 20.04.2015

Культурный слой

Летающие цветы речи

О книге стихотворений Дмитрия Ларионова «Словоловие» (Нижний Новгород, «Литера», 2014)

 

Полет бабочки

Дмитрий Ларионов настоящий поэт — ибо есть умелые версификаторы, а есть художники, так вот он художник. Это видно и слышно в каждой строчке. Кем-то умным было сказано когда-то: искусство — не точка, а объем. Вот в этот объем и воздух Ларионова входишь свободно и смело:

 

Проросли города и дороги

в тебя — пунктирами прожитых линий

бездонных, неравно-глубоких…

 

Дмитрий любит неоднозначные и многоплановые метафоры. Вернее, даже не отдельно взятые метафоры, а целые метафорические построения, где архитектура — особое призменное видение, почти киношные наслоения и перемещения планов:

 

Ты на картах гадала, а числа —

не в масть. И глаза рассекает лучом:

снова блик сквозь стекло преломился,

мотыльком попадая в зрачок.


Здесь свет превращается в мотылька, мотылек — в метафору порхающего, мечущегося внутри любви сердца, и оно же однодневно, краткосрочно, как жизнь мотылька, а биение этого сердца (как биение крыльев крохотной бабочки) возвращается к объекту воздыханий, к вечному любовному «ты». Так замыкается круг мегаметафоры и выстраивается образная цельность стихотворения.

Бабочка во многих культурах и мифологиях — душа. Этот символ-знак рассыпан по поэтике Ларионова довольно щедро — в книге мы наткнемся и на стихотворение «Бабочка. Лето», и снова встретим нежно-затаенное: «Вычитать, выдышать счастье,/ мелькать городским мотыльком/ у окна твоего…» Снова увидим поэтическую остановку перед петлей времени: «…вообрази/ что бабочка еще не прокружила…»; да и сам финальный раздел книги так метафорически и называется: «Бабочки воспоминаний».

Но это совсем не означает, что поэт — приверженец сугубой нежности и элегической воздушности.

Это было бы слишком просто для разнообразного художника, каким Дмитрий и является.

«Одиночество в трюме панельной коммуны» — это тоже он. «Город Нижний — иные звуки — / отошедшие в бездны эпос-эпох…» — тоже он. Он умеет и заглянуть в колодцы времени, и высказать боль — не сентиментально, но строго и скупо, мужественно и благородно.

И все-таки полет — лейтмотив его работ: «Небо тянет/ людей друг к другу».

Наверное, так и должно быть у настоящего поэта: нежность и сила, плотность и воздух, традиции и новая, подчас странная и необычная мелодия. Все это есть у Дмитрия Ларионова.

Он ищет, экспериментирует, идет в неизведанное, но он не забывает, помнит, продолжает.

И это есть русская поэзия сегодня.

 

Елена КРЮКОВА

«Это заложено речью.Филологией — разрешено»

Это первый сборник стихов молодого поэта. Известен Ларионов в первую очередь как журналист. Стихи активно публиковались на литературных интернет-порталах, в газетах и толстых журналах и получили одобрение старших собратьев по перу.

Уже в названии сборника «Слово­ловие» содержится эта удивительная игра слов. Первое стихотворение, открывающее книгу, тоже сразу преподносит сюрприз:

 

На дорогах, где мы росли,

умывались подсолнечным утром,

теперь — пепельные

кустарники слив…


Сразу и «подсолнечное утро», и «пепельные кустарники слив». Такие примеры можно множить и множить: «ночи июня/ лежат накануне/ любви», «Июльским полем омочил свои глаза/ и от жары залубенел», «…акварелью/ плакала весна» и т. д.

Если говорить об истоках его поэзии, то необходимо назвать в первую очередь имажинистов (Есенин и Мариенгоф), у которых этот самый подбор слов чётко отлажен. Помимо них — ленинградских поэтов (Бродский, Кушнер, Найман, Рейн — два последних особенно сильно повлияли). А также и современников (Алик Якубович, иногда проскакивает «кабановская» игра со случайными словами). И всё вместе — не что иное, как уникальный коктейль поэтик, которые и синтезирует Ларионов.

Не обходится и без апологетов рок-поэзии (Гребенщиков, Шевчук). Помимо этого, очень сильное начало в стихах имеет нежность. Даже так: нежность к миру, к слову, к городу, к людям, к любимой.

Это вообще характерно для нижегородских поэтов — будь то Дмитрий Зернов и Эдуард Лимонов или Вадим Демидов и Сергей Чиграков.

 

Последнее, что знал, когда прикасался

и целовал запястья,

Так это имя. Твоё имя, Настя.


Олег ДЕМИДОВ (Москва)

Осознание

 

Дикая ягода горчит

на языке. Нет больше слов,

есть мысли. Молчи.

Над городом — светло.

Что привело

тебя?..

 

Скребя в кармане мелочью

/эквивалент как равноценность/,

под ругань пьяной сволочи,

постой один.

 

…а знаешь, Дим!

Её плевки на серость

асфальтовую, брусчатку и бетон

/пардон, у фонаря разлитая моча — не в счёт/ —

повадки дикарей; должно быть, чёрт

летящим мыслям шепчется вдогон…

Тебе — в другой вагон.

 

И не иначе — увидал, когда

среди полей ты вышел:

повилика одуванчик

задушила/ обняла?

 

Одна пчела была

на них дана Всевышним.

 

Одна пчела.

Хич

На дорогах, где мы росли,

умывались подсолнечным утром,

теперь — пепельные кустарники слив,

бизнес-декор. Офисный хутор

инфильтрирует документопотоки

с набором услуг и реестром тарифов.

Мы влюблялись в сжатые сроки,

когда уходили на Север последние скифы.

Те дороги, где мы росли,

разделили на полосы белого цвета:

пыль свободы, ссыпав в худые ладони-кули,

сдули за грош. Содержимого — нетто

хватит на пару хороших заплат,

тех, что мы вправе стянуть у портного.

Мили дорог — киловатты тепла

в новом сердце. Скифы вернутся. Только не скоро.


Городской мотылек

Вычитать, выдышать счастье,

мелькать городским мотыльком

у окна твоего. Бликом случаться,

в зрачок проникая. Уметь — ни о ком,

про тебя. Вынести, выпустить песню.

Равнокрылую. Живую. Без слов.

Первый танец /поля поднебесной…/,

а слова — озвончаются. Вновь

сезон отцветает. И вскоре, и вскоре

клумбы эти сойдут за стожки

сорняка и травы огуречной. Оформит

хозяйка к зиме цветники.

Ты на картах гадала, а числа

— не в масть. И глаза рассекает лучом:

снова блик сквозь стекло преломился,

мотыльком попадая в зрачок.

Одуванчик в городе

Мальчик в городе — одуванчик. Жёлтым был, сторонился ветра.

Жил случайным и ничего не значил.

Созрел чуть в мае.

К началу лета загустел млечный сок в цветоносной стрелке.

Уродилось семя. Солнцеволосый,

почти Есенин

жаль, не в поле — в «чужой тарелке»…/.

На него смотрели — не свысока, а сверху. Лишь в пресном небе

Проступала перхоть: то бишь звёзды-окуни, выходя на нерест,

Зажигались в своих участках, месяц — как мякиш хлеба…

Мальчик смотрел налево. Мальчик — цветок. Приземист

И невысок. Иные — сезон на клумбах. Через

Каких-нибудь пару дней — он уже попадёт на руки.

На ладонях будет. В ладонях — ему теплее. Ему — теплее.

Главное — не вплетённым /украшением быть в галерее/, остальное — счастье.

Последнее, что знал, когда прикасался и целовал запястья,

Так это имя. Твоё имя, Настя.

***

По-над западной кромкой квартала

вощаная пыль залегла:

ни актиний тебе, ни кораллов,

ни облак на небе. Была

и ненастная длительность линий;

от воды ещё со вчера

ссохлись пятна; и мокрая глина

забилась в каблук столяра.

Завсегдатай закисших трактиров —

он в обувь заправил трико.

Близ шоссе амиантовый Киров

С. М. ему машет рукой;

а потом была — музыка «градов».

И как оно тут не сложись —

там, на ресницах Виевой Лады

его вымещается жизнь.

<�…> вот патрульная сыграна пьеса.

От убежища — на пути

к потерявшей Василя в Одессе

жене… Мертвеца пронести —

из минутного тела повыпав,

смиренно его оглянув —

ничего; в окна влетает рыба,

выпускает фугас-слюну…

И герои на бежевых барках

пригнали сюда, к остальным;

на потребу припрятав шпаргалки;

прочтут в солнопёке войны…