№48 (2335), 17.05.2015

Жертвы оптимизации

Какие события произошли в регионе в конце апреля — начале мая 2015

Конец апреля и начало мая ознаменованы, как и ожидали многие, всевозможными акциями: автозаводцы пытаются отстоять парк, «каргинцы» — Каргина, коммунисты — всех вместе плюс идею мирового пожара. Нашлись после окончательного схода снега тела мальчиков, сбежавших из «Ройки» — теперь мало кто сомневается, что дела в санатории могли идти, мягко говоря, и получше. Всплывают по весне и различные результаты «оптимизации»: сокращение больниц и роддомов как-то само собой связывается с увеличением смертности, сокращение исправительных учреждений аукнулось бунтом зэков (благо, успели отбунтовать до 9 мая). Ну и, конечно, политики самого разного посола активизировались перед юбилеем Победы, напридумывав, как помочь ветеранам… Ну или хотя бы создать видимость помощи.

 

Помните, как объясняли нижегородские региональные власти «оптимизацию» роддомов в районах области? Дескать, да, учреждения на местах ликвидируются, но зато создаются мощные центры, окрещенные перинатальными, где и помощь квалифицированней, и оборудование…

Добраться бы вот только до этого оборудования по нашим сельским дорогам. Впрочем, этот вопрос тактично обходился стороной. Чиновники, помнится, предрекали, что на «качество родов» все это скажется исключительно позитивно — очевидно, имелись в виду те счастливые мамаши, которые все же смогут дождаться «скорой» и потерпеть в дороге от села до центра.

Результаты «оптимизации» налицо: по данным Росстата, за три месяца текущего года у нас в регионе родилось на 1,2% меньше человек, чем за тот же период 2014-го, а вот естественная убыль населения подскочила на 16% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Умереть у нас успели 13224 человека, что на 3,5% больше, чем в январе-марте 2014 года. Причем младенческая смертность тоже выросла — сразу на 7,6%.

Чиновники знают об этом. Они проводят совещания, на которых озвучивают планы по разработке мифических программ по повышению рождаемости… Но реальные шаги — такие как, например, оказание хоть какой-нибудь помощи роженицам непосредственно в селах в эти планы не входят.

 

***

Еще один результат «оптимизации» — бунт в лечебно-исправительном учреждении (ЛИУ) №3 Краснобаковского района. Дело в том, что эту «туберкулезную» зону объединили с другой — ЛИУ №10 Варнавинского района. По неофициальным данным, в «тройке» порядок был установлен администрацией с помощью зэков-активистов, а «десятка» была черной зоной: там фактически хозяйничали заключенные.

Когда из «десятки» заключенных перевели в ЛИУ №10, между ними и активистами возник конфликт, в результате которого один зэк погиб, еще 20 пострадали. Все, казалось бы, банально. Но изложение этих событий от банальности далеко. Представители правозащитной организации «Гулагу. нет» излагают следующую версию: активисты из «тройки» давно уже избивают, пытают и даже насилуют новичков — вот те и взбунтовались, причем бунтовщиков почему-то поддержали обычные зэки из той же «тройки».

При этом «гулаговцы» показывают фотографию одного из пострадавших новичков, которому якобы сломали челюсть и нанесли удар ножом. Но на фотографии соответствующих следов не видно — зато видна кровь на кулаках, которыми заключенный, очевидно, наносил удары. При этом представители организации обвиняют нижегородских правозащитников в бездействии — дескать, жалобы идут уже давно.

Уж не воспользовались ли определенные силы фактом бунта, чтобы «наехать» на наш «Комитет против пыток», которого не так давно записали в шпионы? Если так, то возможна и другая версия событий: зачинщики конфликта — не активисты «тройки», а как раз новички из «десятки», пришедшие в «красную» колонию со своими порядками.

 

***

Ну а теперь отвлечемся от оптимизационных моментов и посмотрим, как активизировались различные силы перед юбилеем Победы. Во-первых, «Единая Россия» решила пройтись по многоквартирным домам с обезличенными открытками, которые рассовали во все почтовые ящики. В открытках этих — поздравления «дорогих ветеранов» — особый эффект, видимо, ожидается в квартирах, где участники войны недавно ушли из жизни.

Коммунисты выпустили памятные медали в честь 70-летия Победы, но ограниченным тиражом — для приверженцев партии. В результате появились сообщения о продаже этих медалей.

Наконец, депутаты областного парламента приняли закон, согласно которому труженикам тыла компенсируют 50% оплаты ЖКУ (капремонт в послабление не входит). Однако позже выяснилось, что льготу будут получать не более 400 человек. Увы, на всех детей войны, которых гораздо больше и многие из которых оказались сегодня в затруднительном положении (в том числе и в связи с коммунальными поборами), это не распространяется.

Ну а реальные ветераны, пока с ними так неумело заигрывают, приезжают из сел в областной центр, чтобы принять участие в параде, повидать родных, получить всяческие медали (не все награды, как водится, находят своих героев). В эти дни пожилые гости Нижнего Новгорода жаловались, что в метро на Московском вокзале не работает эскалатор… Но такими мелочами наши политики, особенно в преддверии столь великой даты, не особенно озабочены.

Егор Верещагин