№66 (2351), 09.07.2015
Экономика
Промышленные антиномии
Объём российского промышленного производства в 2015 году относительного такого же периода 2014 года упал на 5,5%, а валовой внутренний продукт с начала текущего года снизился на 2,2%
Фото chineseposters.net
Инфляция — эта священная корова монетаристского капитализма, что успешно внедряется в России, возросла на 16,2%, то есть, как ни береги эту корову путём искусственного сдерживания денежной массы, как ни повышай ключевую кредитную ставку, она может вырваться из стойла. И причиной тому, как ни крути, служит здоровье наших отечественных производителей, о котором наши власти частенько забывают.
Мелкий бизнес, сколько в него ни вкладывай, как ни оберегай от проверок государственных органов контроля, не вытянет Россию в число передовиков экономического развития. И есть ведь тому исторический урок Китая 60-70-х годов прошлого века, когда Мао Цзэдун приказал строить металлургические домны в сельскохозяйственных артелях. Урок не впрок?
Характерно признание президента «Русала» Олега Дерипаски, сделанное телеканалу «Дождь». Он, в частности, отметил, что через три года, если дело пойдёт так же, как оно идёт нынче, Россия будет иметь самую низкую долю в мировой экономике с 1992 года. Для большей зримости напомню, что доля экономики СССР в мировом промышленном производстве составляла в 1990 году 20%, а доля РФ в 2014 году всего лишь 3,3%. Падение в шесть раз! И куда ещё ниже-то?
И что же нижегородские промышленные предприятия на этом фоне? Они стонут от недостатка оборотных средств, несмотря на все антикризисные планы правительства РФ и списки приоритетных предприятий. Казалось бы, что может быть важнее в обстановке резкого обострения отношений с Западом, чем поддержание обороноспособности страны, главной составляющей которой является противовоздушная оборона (ПВО) и радиолокационные станции (РЛС). Изделия ПВО и РЛС в количестве 10 наименований планирует производить с 2016 года новое строящееся производство Нижегородского машиностроительного завода (НМЗ) концерна «Алмаз-Антей».
Логичным было бы предположить, что предприятие, укрепляющее оборонную мощь страны, должно пользоваться особыми преференциями и благорасположением руководства государства. Между тем, для пополнения оборотных средств НМЗ открыло кредитную линию с банком ВТБ с 29 января 2015 года на 5 млрд рублей с процентной ставкой 11,2% годовых. А после событий конца 2014 года и черного понедельника 15 декабря с увеличением ключевой ставки до 17% ВТБ (вот где патриоты России) увеличил ставку в одностороннем порядке почти вдвое — до 20,8%, о чём руководство завода узнало лишь 5 февраля 2015 года.
И хотя утверждается, что это увеличение не скажется на строительстве нового производства, так как его финансирует другое юридическое лицо (интересно какое?), и деньги по новой ставке не использовались, и что скоро ожидается снижение учетной ставки, сам этот прискорбный, на мой взгляд, факт говорит о многом. Прежде всего, что банкиры просто-напросто зарвались, пользуясь особой благосклонностью правительства, выделившего им триллион рублей помощи, что на интересы реального сектора экономики и обороноспособности России банкирам, мягко сказать, наплевать. И некому с них строго спросить.
Лента нижегородских новостей изо дня в день сообщает об остром дефиците средств в реальном секторе. Линдовская птицефабрика обещает за пять лет утроить производство и завалить область мясом птицы, если получит 15 млн евро; Балахнинскому ЦБК срочно нужны 2 млрд рублей на модернизацию, а проценты душат, и государственных гарантий будущим кредитам нет и, может быть, не предвидится. Из-за просроченной кредитной задолженности вот-вот остановятся кожевенные заводы, ранее составлявшие гордость нижегородцев, в Богородске («Хромтан») и Нижнем Новгороде («Зевс» — бывший «Кожевенник»).
Между тем, наш президент обсудил с премьер-министром Италии проект постройки в России завода по производству средних вертолетов AW189 по итальянскому проекту для «Роснефти», что обеспечит загрузку итальянских компаний на 3 млрд евро до 2025 года. И деньги из российского бюджета через «Роснефть» пойдут на счета итальянского концерна Finmeccanica, который с госконцернами Ростех и Роснефть создадут совместное предприятие на базе подмосковного завода HeliVert.
На первый взгляд, кажется, что всё блестяще. Завод в Подмосковье и рабочие места для россиян. Однако спрашивается, разве бы знаменитое конструкторское бюро Михаила Миля не смогло бы сконструировать новые вертолёты в полярном исполнении для «Роснефти»? А наши не менее знаменитые вертолётные заводы Улан-Удэнский и Казанский не смогли бы освоить их производство? Стоит ли удивляться, что общий технический уровень россиян так низко пал.
Относительно же рабочих мест для россиян можно сделать прогноз на основании того, что случилось на строительстве стадиона в Нижнем Новгороде. Правительство РФ сократило в очередной раз объём финансирования стадиона, и теперь руководитель главного застройщика ОАО «Стройтрансгаз» заявляет, что без дешевой иностранной рабочей силы не обойтись, чтобы удержаться в пределах сметы. Вот тебе и рабочие места для нижегородцев. Турки или македонцы увезут зарплату в свои страны.
Вертолетный контракт с итальянцами готовился к подписанию на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). Италии миллиарды, а что же подарил Нижнему Новгороду этот форум? Парк развлечений и океанариум за 3,5 миллиарда рублей, для чего специально создана «Нижегородская корпорация развития». Символическое начало, как и название.
Вполне в духе нашего времени: «Хлеба и зрелищ!» При останавливающихся заводах, чем ещё заняться, как не развлекаловкой. Только где взять денег на нее? Кредиты банков, господа, к вашим услугам!
При чём здесь антиномии, что упомянуты в заголовке? В чем суть противоречий между двумя суждениями, логически доказуемыми? Философ Кант выделял четыре антиномии, одна из которых звучит так: всё в мире просто и неделимо; нет ничего в мире простого, всё сложно и делимо. Наши власти в отношениях с реальным производством хотят всё упростить до коровьего мычания, но одновременно разделить неделимое.
Михаил Чижов