№72 (2357), 12.07.2015

Среда обитания

От полигона не зарекайся

Новый мусорный объект в Нижегородской области обещает обернуться скандалом

Никто, ну совершенно никто не хочет жить рядом с современным, высокотехнологичным, блистающим новым оборудованием полигоном твердых коммунальных отходов (ТКО). Боится чернь инноваций, нервничает. Не верит в безопасность новых объектов и в необходимость их создания, а заодно и в невозможность изменить принимаемые в региональных верхах решения. То в Городецком районе истерику закатят, то в поселке Лазарево… Правда, помогает это мало: один полигон уже построили, другой — на подходе. Недавно к этой протестной волне подключились жители сразу нескольких населенных пунктов Арзамасского района: там между селами Волчиха и Волчихинский Майдан планируется построить очередной межмуниципальный комплекс утилизации ТКО.

Жители Городецкого района выступаю против запуска нового межрайонного полигона ТКО. 2013 год

Вопреки «грязным» свалкам

Региональная программа утилизации твердых коммунальных отходов, стартовавшая у нас в 2009 году, призвана в корне изменить систему обращения с мусором. Ранее на один район (а то и на один крупный населенный пункт) приходилось по одной официальной свалке — собственно, такая картина наблюдается и сегодня, за исключением тех территорий, которые охвачены новыми комплексами.

Старые и пока что весьма многочисленные мусорные кучи напрямую контактируют с почвой и воздухом, отходы в них не пересыпаю и не трамбую, там происходят задымления. Все это, само собой, негативно влияет на экологическую обстановку в регионе.

Вместо множества этих действующих с советского времени свалок предполагается строительство нескольких межмуниципальных комплексов утилизации ТКО. Каждый из таких комплексов будет устлан геомембраной — прочным материалом, который имеет свойство расширяться и не разрушается в течение сотни лет. У каждого будет система отвода свалочного газа, а также специальная техника, пересыпающая отходы инертными материалами и трамбующая их. Каждый такой комплекс будет принимать мусор, поступающий из нескольких районов. Кроме того, предполагается, что данные объекты будут снабжены станциями сортировки мусора, а в дальнейшем появится и система переработки вторсырья.

Тарифы подняли, перерабатывать не стали

В общем и целом эта программа вполне жизнеспособна и разумна, что подтверждают первые шесть лет ее реализации. Но именно реализация выявила болевые точки. Обозначим вкратце.

Каждый комплекс будет построен на деньги инвесторов, которым маленькие объемы не интересны — поэтому и принято решение о создании больших объектов. А это, естественно, большие затраты, которые нужно окупить, что неизбежно связано с поднятием тарифов на прием, а значит, и на вывоз, мусора.

Большие тарифы могут лишний раз подтолкнуть водителя мусоровоза к сбрасыванию отходов по пути к полигону. Собственно говоря, такие схемы у нас вовсю реализуются, и появление межмуниципальных комплексов только способствует им.

Программа не предусматривает раздельного сбора мусора. Вместо этого предусмотрена сортировка на полигонах. Но «выудить» вторсырье после того, как оно слилось в одну массу с пищевыми отходами, достаточно трудно. Далеко не весь полезный мусор после такой сортировки пойдет на переработку, в большинстве своем он будет продолжать поступать на полигон.

Гораздо эффективнее отбирать полезные «фракции» путем раздельного сбора, то есть до того, как они попадут в кузов мусоровоза. Но есть большая вероятность того, что нижегородские власти, добившись неэффективной сортировки на полигонах, поставят тем самым крест на перспективе появления в регионе раздельного сбора.

В области толком не налажена переработка. Те линии, которые сегодня есть, могут в любой момент перестать принимать полезные отходы в связи с загруженностью, отсутствием рентабельности или по иным причинам. По некоторым видам «вторички» вообще нет никаких линий. То есть если даже каким-то чудом появится вменяемая сортировка, возникнет вопрос — куда девать горы вторсырья. Проблему может решить строительство заводов по переработке мусора, но такие объекты сегодня не создаются.

Место под полигон должно быть в максимальной удаленности от населенных пунктов. Казалось бы, территория у нас большая, и для каждого комплекса можно подобрать такое место. Но это происходит далеко не всегда. Очевидно, дело тут в логистике: необходимо, чтобы затраты на доставку мусора до места назначения вписывались в установленный тариф, кроме того, комплекс должен быть расположен рядом с трассой, чтобы не строить для него специальную дорогу.

Все это приводит к тому, что место выбирается подчас вопреки желаниям жителей ближайших населенных пунктов, что приводит к протестам. Все хорошо помнят митинги против полигона в Городецком районе — впрочем, они не принесли результатов, объект был построен. Протесты против Богородского полигона также мало что дали, несмотря на то, что место было выбрано всего в 500 м от деревни Лазарево и от памятника природы.

При этом есть и позитивные примеры — комплекс МАГ-1 и Балахнинский полигон, которые возникли в достаточной удаленности от населенных пунктов и митингов не вызвали.

«Мы не сможем распоряжаться землей»

На очереди, между тем, объект, который должен охватить так называемый южный куст. Это Первомайский, Арзамасский, Вадский, Вознесенский, Дальнеконстантиновский, Дивеевский, Лукояновский, Перевозский, Почин­ковский и Шатковский районы, а также Саров. Изначально объект хотели разместить в экологически чистом Вадском районе, но потом по каким-то причинам передумали, и выбор пал на район Арзамасский.

Там тоже начались брожения: от одного из вариантов отказались — по нашим данным, из-за того, что рядом расположено элитное охотхозяйство. В конце концов остановились на участке между селами Волчиха и Волчихинский Майдан, чуть подальше от этого места — еще несколько населенных пунктов — Ломовка, Второрусское, Чернуха, Мотовилово, Криуша. Не успели местные жители дать отпор, как в июне этого года земское собрание Арзамасского района приняло решение выделить именно этот участок под полигон. Следующий этап — решение на областном уровне о формировании этой территории и о проведении конкурса среди инвесторов. После того, как этот конкурс будет проведен и инвестор вложится в проект, отстоять территорию жители уже вряд ли смогут.

Люди это понимают и уже сегодня собирают подписи против строительства полигона в этом месте, а также готовятся к митингу. Протестующие приводят самые разные аргументы. Они не хотят жить рядом со свалкой, боятся отравления почвы, воды и воздуха, вообще боятся, что жить здесь станет невозможно.

«Эта свалка создаст для нас новые проблемы — загрязнение подземных водоносных горизонтов, загрязнение отходами значительных территорий, включая водосборные площади р. Сережа и р. Вадок, — пишут жители в своей петиции. — Мы опасаемся, что после строительства полигона ТКО не сможем пользоваться и распоряжаться землей и водными ресурсами без ущерба для своего здоровья и здоровья своих детей».

Святой ключик — под снос?

По-человечески эти страхи можно понять, но если подходить к делу чисто формально, то окажется, что нормы, дающие некую видимость безопасности, соблюдены. Расстояние от полигона до ближайших населенных пунктов будет составлять не менее километра, геомембрана должна защитить подземные воды от токсичных веществ, а отвод свалочного газа должен защитить от возгораний. Правда, останется проблема с горючими материалами, которые будут попадать на полигон, минуя сортировку и переработку.

Тем не менее, у протестующих есть и более серьезные аргументы. Например, схема территориального планирования Арзамасского района, разработанная ОАО «Пензгражданпроект» в 2008 году. В этом документе говорится об овражной эрозии, заболоченности и карстовых процессах, которые негативно влияют на развитие района.

Указывается и конкретная территория, в которую входит выделяемый под полигон участок: «Имеются растущие овраги на балке Медвежья, восточнее села Волчиха, также имеются растущие овраги на южной части села». Кроме того, на территории Ломовского сельсовета, куда входит в том числе и Волчиха, отмечено «активное воздействие карстового процесса».

В общем, выбранный участок, весьма насыщенный родниками, нуждается в серьезном и объективном исследовании на предмет карстоопасности и образования оврагов.

Между тем, у жителей есть еще один аргумент — уже не формального и не геологического, а скорее духовного характера. Дело в том, что где-то в середине выбранного участка имеется источник со святой водой и колодезный сруб с крестом. Жители помнят, как их отцы и деды устраивали к этому месту крестные ходы и молились во время засухи, чтобы пошел дождь. И сегодня некоторые обитатели Волчихи приходят к этому месту помолиться и попить святой воды. Если здесь начнется строительство полигона, колодец с родником будут уничтожены.

Наверняка на просторном юге нашей области можно найти другой участок, где не надо приносить в жертву ни безопасность людей, ни намоленное веками святое место. Захотят ли заниматься такими поисками чиновники — вот в чем вопрос.

Егор Верещагин