№75 (2360), 10.08.2015

Культурный слой

При лампаде видны ли скрепы духовные и юридические?

Сейчас про духовные скрепы не пишет только ленивый. Вот я и не писала, но тут на днях попала мне в руки бумага про православный конкурс с очень интересной подписью, и решила я тоже про скрепы написать, а точнее — спросить, с интересом: а что же такое НПО ООО «Союз российских писателей»?

 

Это будет развёрнутый вопрос.

Но сначала краткая предыстория, сюжетная канва.

Недавно мы с ребятами из движения и литературного объединения «Светлояр русской словесности», созданного мною, ездили на WAFEst, где выступали на Русском пространстве. На этот фестиваль приезжает много людей из разных городов и даже стран, и чего там только нет, на берегу Горя-моря: и йога самых разных изводов, и танцы, и тренинги, и самый разный экстрим: огненные шоу, хождение по стёклам, гвоздям и канатам, и музыканты отовсюду, и мастер-классы по чему угодно — от варгана до жонглирования и нательной росписи. Масса разных ухищрений и телесных упражнений, для молодёжи очень, конечно, притягательно. Круто, да и мне самой нравится, второй раз поехала, и ребят повезла.

Только подумалось мне, что русского пространства и русской словесности было там всё же маловато. Тем более — такой гео-контекст! И совершенно не был он, этот контекст, обозначен, транслирован. Не сказан, не показан. О чём я? Да о том, что когда едут люди в какое-то место издалека, обычно бывает им интересна история и особенности именно того места, куда приехали. Фестиваль стихий WAFEst происходит, и уже не первый год в Городецком районе Нижегородского края. Неподалёку — сам Городец, один из древнейших городов на Средней Волге, легендарный Малый Китеж. Вот уж поистине — живое Русское пространство!

Мы с ребятами из «Светлояра русской словесности», ясное дело, поехали после феста знакомиться с Городцом, с новым для нас живым Китежем. Надо сказать, что это вообще наша главная идея, главный вектор наших путешествий: мы Китеж ищем и открываем — во всех его проявлениях, рукотворных и нерукотворных. Мы его помним, пишем, воссоздаём — в звучании литературы, художественного слова. Звучание стихов — особая архитектоника, — архитектура, возникающая в воображении слушателя. Что такое «сокровенный», «сакральный»? — это значит «сокрытый». Невидимый.

«Сокровище» — что это? — тот же корень! — то, что сокрыто, невидимо глазами. Но оно есть! Внутренний, духовный мир — он внутри, он невидим, сокрыт, но он есть! И открывает его именно cлово. Искусство звучащего слова — одна из важнейших дисциплин в «Светлояре русской словесности».

Так вот, пережив за три дня в палатках в лесу весь экстрим и диапазон погоды от ледяных ветров, палящей жары до сильнейшей грозы, приехали мы в Городец. И начали знакомство, в первую очередь, с Феодоровского монастыря, — одного из древнейших в России. Его история и образ Феодоровской иконы Божьей Матери связаны с историей царской семьи. Уходя в глубину веков, — с именами старца Прохора, учителя Андрея Рублёва, и, конечно же, с именем св. князя Александра Невского.

Мы приехали под вечер, и с нами побеседовал отец Александр, — и это был особый вечер, и особый настрой беседы, потому что он лишь немногим старше ребят из нашего объединения. Именно личный опыт, личный путь и выбор интересен и убедителен — мы полтора часа, затаив дыхание, случали тихую, спокойную речь молодого священника.

На следующий день, побывав на службе, а потом на прекрасной экскурсии в музее монастыря, мы начали знакомство с самим городом — с его памятниками, улицами, домами, музейным кварталом, Городом Мастеров… В галерее на Троицкой мы познакомились с городецкими художниками и литераторами. Читали стихи, озвучивали наш Светлояр, наш Китеж, произвели сильное и серьёзное впечатление, получили приглашение поучаствовать в православном конкурсе литературно-художественного творчества «Нижегородская лампада».

И это всё хорошо. И в конкурсе мы собрались поучаствовать, благо, есть с чем. И спасибо за всё большое-пребольшое. И скрепы духовные — с ними всё в порядке, именно так они, по моему, и выглядят, как этот вечер-день, проведённый там. Скрепы эти — в самом нашем путешествии, и в том ещё, — реально, как откликались, как принимали нас отец Даниил, отец Александр, и две Светланы — хранительницы культурного наследия и очага, и все другие люди-ангелы на нашем пути.

Вопрос у меня в другом. И возник он по приезде и прочтение врученных мне документов по конкурсу «Нижегородская лампада», посвященного 700-летию со дня рождения преподобного Сергия радонежского и 650-летию посещения им Нижнего Новгорода.

Там написано, что организаторы конкурса — НПО ООО «Союз российских писателей», отделы по делам молодёжи и культуры Нижегородской епархии при содействии Городецкой, Выксунской и Лысковской епархий.

Так вот, внимание, вопрос. Что такое НПО ООО «Союз российских писателей»?

Почему спрашиваю? Потому что хорошо знаю, что такое Союз российских писателей. Это один из двух писательских союзов, одна из двух крупнейших всероссийских организаций, правопреемников Союза писателей СССР. У нас в городе и области есть региональное представительство этой организации, 16 человек, членов СРП. Без образования юридического лица. И я — председатель нижегородского представительства СРП. Работаю на общественных началах, работу делаю очень большую. Как говорится, во славу Божию. Поэтому мне очень интересно, что это за НПО ООО с председателем Валерием Сдобняковым, который никакого отношения к СРП не имеет?

Документ утверждён и подписан митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием. Конкурс проводится по его благословению. Допускаю, что митрополит Георгий, так же, как многие другие чиновники и люди, не знает и не понимает, в чём разница между Союзом писателей России и Союзом российских писателей. Их всё время путают, немудрено: и там, и там писатели. И всё одно — российские.

Но разные, разные это люди.

И Валерий Сдобняков знает, что это разные организации. Зачем он совершает эту подмену, эту манипуляцию? Почему рядом с его подписью как председателя невозможной организации стоит подпись уважаемого мною протоиерея Владимира Гофмана? Мне хотелось бы понять.

Что за скрепы у «Нижегородской лампады» в юридическом смысле?

Жду ответа.

Марина Кулакова