№90 (2377), 28.08.2015

Культурный слой

Вахтанг Джаниашвили: «Нижний — город, где возможно создание творческого пространства»

 

Минанкари

— Вахтанг, ты родился в Тбилиси в семье живописца. Интерес к живописи привил тебе отец?

— К сожалению, мой отец очень рано ушел из жизни: он погиб в автокатастрофе накануне своей выставки в Америке… Мне было семь лет. Поэтому я вырос скорее среди картин отца, но, тем не менее, все равно рядом с ним.

И, хочу сказать, что имя отца сыграло решающую роль в моем выборе: в свое время он помог определиться художнику Мамуке Дидебашвили, а Мамука, помня о моем отце, посоветовал мне серьезно заняться живописью. И я поступил в художественное училище. Попал в первую десятку.

— Что дала учеба в Тбилисском художественном училище?

— Это было прекрасное время. Училище было моим вторым домом. Несмотря на то, что в то время Грузия жила очень тяжело и приобрести материала для творчества было сложно, мы рисовали на всем подряд: на картоне, на ДСП, на всем, что попадалось под руку.

Каждые выходные мы ходили на этюды и не могли себе представить жизни вне училища. Я рисовал все время. Это был один из лучших периодов моей жизни. Учеба в Академии уже была иной: больше теории, чем практики, больше пафоса.

— Расскажи о технике перегородчатой эмали. Сколько времени ушло на то, чтобы овладеть этой техникой?

— Эмалью я стал заниматься 10 лет назад. Тогда в Грузии был настоящий бум — все увлекались минанкари. Мой друг Папуна Дабрундашвили, прекрасный скульптор, показал мне принцип работы и я сразу же увлекся: возможности эмали бесконечны. Здесь невозможно почувствовать себя ограниченным: эмаль любит импровизацию и эксперимент. Поэтому каждая новая работа открывает новые горизонты.

Чувство дома

— Расскажи о своей мастерской. Какие чувства возникают, когда ты там находишься?

— Моя мастерская — место, где я могу сосредоточиться, отключиться от внешней суеты. Однако это не изолированное от людей место — я люблю, когда там собираются моя семья, дети, друзья. Собственно в мастерской обретают законченную форму образы.

Сейчас, в Нижнем Новгороде, я работаю дома, но надеюсь, что и здесь смогу найти хорошую мастерскую для работы. А пока наш ребенок стоически делится своей территорией: в его и так творческую комнату добавились мольберты, печка, краски. Вообще, у нас дома такой творческий хаос. Но это хорошо.

— Где ты чувствуешь себя наиболее комфортно — в графике, в живописи, в минанкари? Чем тебе интересно заниматься сейчас?

— Мне интересны все три направления. Хотя есть такой момент, что очень трудно переключаться с одного на другое. Но работа в разных жанрах всегда открывает новые возможности в процессе работы над образом.

— Сейчас ты живешь в Нижнем Новгороде, а мне, как нижегородцу, всегда интересно взглянуть на город другими глазами: каким ты его видишь?

— Нижний Новгород — очень красивый город, оживленный и дружелюбный. Хотя недавно я попал в полицию: ехал на велосипеде и меня задержали сотрудники полиции по подозрению в угоне. Я не сразу понял, как у велосипеда может быть личный номер и где он должен висеть. Оказалось, что речь идет о номере на раме. Пришлось посетить отделение и оставить там вместо автографа свои отпечатки пальцев. Но я не в обиде: говорят, что сейчас очень много велосипедных краж и такие профилактические меры могут быть оправданы.

— Нижний уже заинтересовал тебя определёнными местами, которые можно перенести в творчество, и есть ли что-то общее у него с Тбилиси?

— Можно сравнить Нижний и Тбилиси. Есть похожие уголки, улочки. Но главное — это чувство, что я нахожусь дома. И мне это очень нравится. Если говорить о том, что бы я нарисовал, то это нижегородские пейзажи. А еще мне очень хочется поехать на этюды на Ветлугу. Там есть очень красивые места.

Я обязательно поеду туда, особенно зимой. Потому что образ русской зимы увлекает меня. Хочется поиграть с белым цветом.

Грузинский квест

— Чтобы читать твои работы, нужно иметь больший багаж знаний. Образы рыб и птиц, да и любые другие — как они приходят к тебе?

— Как они приходят… Допустим, увижу на базаре какую-то сценку: например человек везет тележку с рыбой или несет что-то… И начинаются размышления о том, как он живет, о чем думает. А вдруг он думает все время о рыбе, которую возит изо дня в день? И так появляется образ человека с рыбой на голове. А чем для него становится эта рыба? Символом чего? Интересно об этом поразмышлять.

Или, например картина «Нежданная радость». В основе ее сюжета лежит реальная история: друг моего отца очень поздно женился и у него родился ребенок. Он был очень рад: сын, продолжение рода, а жена беспокоилась: смогут ли они воспитать такого позднего ребенка, хватит ли у них сил. А жизнь ни у кого не спрашивает ничего — мчится вперед.

— В Нижнем сейчас проходит твоя выставка. Кто помогает и поддерживает?

— Я очень благодарен судьбе, что она мне дарит замечательных людей, которые наполняют мою жизнь новыми смыслами. В первую очередь я хочу сказать спасибо моей жене Анне. Она меня всегда поддерживает и помогает, дает мне силы и вдохновляет на новые творческие подвиги.

А еще у меня в Нижнем Новгороде появились замечательные друзья, которые придумали проект «Грузинский квест». Это директор арт-галереи «Кладовка» Павел Плохов, директор галереи «Вещь в себе» Мария Богданова, дизайнер Марина Печекладова, художница Ольга Дружкова и многие другие замечательные люди. Большое спасибо представительству МИД в Нижнем Новгороде за внимание к моим работам.

У меня складывается впечатление, что Нижний — город, в котором возможно создание единого творческого пространства, объединяющего художников самого разного плана. Это очень важно. Потому что в творчестве самое главное — взаимодействие, сотрудничество, диалог.

«Грузинский квест», который начнется 19 августа в арт-галерее «Кладовка» и продолжится на других площадках, — достойный пример настоящего диалога культур. И я надеюсь, что это только начало.

ПОДТЕКСТ

Вахтанг Джаниашвили

Родился в Тбилиси в семье живописца. В 2002 году закончил Тбилисское художественное училище им. Я. Николадзе и поступил в Государственную художественную академию на отделение живописи. В 2006 году увлекся техникой грузинской перегородчатой эмали и основал собственную мастерскую. Область творческих интересов Вахтанга Джаниашвили включает живопись, графику, грузинскую перегородчатую эмаль (минанкари). Живет в Нижнем Новгороде.

Дмитрий Ларионов