15-11-01
Культурный слой
Родина хулигана
Репортаж из села Константиново в день 120-летия Сергея Есенина
Село Константиново встретило нас солнцем, чистым безоблачным небом и сильным ветром, дующим откуда-то с верховьев Оки. Это было тем более удивительно, что с ночи моросил дождь, и мало оставалось надежд на хорошую погоду. Но она пришла, как пришли сюда, на родину Сергея Есенина, тысячи людей из разных уголков России. Мы приехали из Нижнего Новгорода, другие из Орла, третьи из Москвы.
Русь, которую так любил Сергей Есенин, всё еще необъятная душой и пространством, по-прежнему верна ему. И как ей не любить своего поэта?
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названием кратким «Русь».
И воспевал так, что народу было любо-дорого слышать прочувственные строки о себе: крестьянах, основе русской жизни, быте его, труде и нравах, душе, любви. До слёз трогали читателей стихи о живой, неповторимой природе, о живности, домашней и дикой — «братьях наших меньших», которых, как признавался Есенин, никогда не бил по голове. И пока жив будет русский человек, живыми для него останется образ и творчество Сергея Есенина.
После трагичной смерти поэта на его малую родину потянулись многочисленные почитатели его таланта. До Константинова от железнодорожной станции Дивово они шли 15 километров пешком по исключительно ровной местности. И сакральным представлялся конец этой гладкости, заканчивавшейся крутым обрывом к Оке. Вот на этом-то обрыве и вдоль его раскинулись избы села Константинова.
Село, значит, наше — Радово,
Дворов, почитай, два ста.
Тому, кто его оглядывал,
Приятственны наши места.
С этого рассказа возницы начинается поэма Есенина «Анна Снегина». Под названием Радово скрыто родное село Константиново, в котором тоже две сотни домов. Да и приятственность этих мест удивительна, и она лишний раз подчеркивает известную истину: не любили русские селиться где и как попало. К красоте и шири рек тянулась их душа. Река Ока делает здесь огромную петлю, а где-то на горизонте другая петля, превратившаяся за сотни лет в старицу, потому-то ширь окской поймы увеличивается вдвое, втрое, — неизвестно во сколько раз. Вообще, Ока — одна из самых извилистых рек Европы, а здесь — особенно. Именно левобережье её есть Мещёрская, знаменитая сторона.
Усталые пешие паломники заходили в дом Сергея Есенина, где их встречали мать поэта и сестры — Екатерина и Александра, которые завели тетради для отзывов. В них можно найти тысячи пожеланий открыть в доме музей поэта.
Трудно сказать, оставил ли такое пожелание Александр Солженицын, посетивший Константиново в бытность свою учителем в одном из сел Рязанской области. Прочитаем вместе: «В избе Есениных — убогие перегородки не до потолка, чуланчики, клетушки, даже комнатой не назовёшь ни одну. В огороде слепой сарайчик, да банька стояла прежде, сюда, в темень забирался Сергей и складывал первые стихи. За пряслами — обыкновенное польце. Я иду по деревне этой, каких много и много, где и сейчас все живущие заняты хлебом, наживой и честолюбием перед соседями, и волнуюсь: небесный огонь опалил эту окрестность, и ещё сегодня он обжигает мне щёки здесь».
Можно представить, как люто в душе ненавидели Есенина «культурные» горожане-современники, которых он, мужик, обошел и в известности, и в плодовитости, а главное — заслужил немеркнущую любовь народа. О них говорил Есенин: «У собратьев моих нет чувства Родины во всем широком смысле этого слова, поэтому у них так и не согласовано всё. Поэтому они так и любят тот диссонанс, который впитали в себя с удушливыми парами шутовского кривляния ради самого кривляния» («Быт и искусство», отрывок из книги «Словесные орнаменты», 1921-й год).
***
В полном соответствии с веяниями времени наша автобусная группа из 27 человек раскололась на маленькие группки по интересам. Кто-то пошёл искать славы к свободному микрофону «Мой Есенин», другие потянулись к поэтическому микрофону, тоже свободному, но в очередь и с девизом «Я ль виноват, что я поэт», кто-то слушал молодежный камерный хор РГУ им. Сергея Есенина.
Многое происходило почти одновременно, так что желания разбегались, как глаза при виде необъятной красоты. Тут и спектакли детского школьного театра «За окном, у ворот», и взрослые поэтические представления «Я снова здесь», «Тихая музыка», «Божья дудка», и подведение итогов интернет-викторины «Россия поклоняется Есенину», поэтического конкурса «По-осеннему шепчут листья», и выступления ансамбля «Радуница», созданного жителями села в 1985 году.
С 12 часов дня заработала центральная сцена. Сначала слух многочисленных зрителей радовал Губернаторский духовой оркестр Московской области, особенно хорош был соло-трубач, потом Государственный академический Рязанский русский народный хор им. Е. Попова.
В заключение в 14 часов при огромном стечении народа Сергей Безруков, один из наиболее известных исполнителей роли Сергея Есенина, представил музыкально-поэтический моноспектакль «Хулиган. Исповедь». Спектакль длился два часа. Голос актёра показался мне несколько надрывным, а, может быть, и усталым, как он сам. Ветер дул очень сильный, и, возможно, Безруков просто замёрз, так как лицо у него белело, как лист писчей бумаги.
Мы с приятелем пошли стандартным путем: купили в кассе общий билет на все мемориальные места музея-заповедника. Мы посетили выставочный центр с литературным музеем творческого пути поэта, усадьбу Лидии Кашиной — музей поэмы «Анна Снегина», церковь иконы Казанской Божьей Матери, где крестили «раба Божьего Сергея», дом священника И.Я. Смирнова, восстановленный в 2009 году, земскую школу, где четыре года учился поэт, и отчий дом с хозяйственными постройками. Рядом с домом прекрасная скульптура поэта в полный рост, символизирующая возвращение в дом после долгой разлуки.
Вот с отчего дома и началась вся история нынешнего замечательного музея-заповедника. Генеральный секретарь Союза советских писателей Александр Фадеев в 1947 году письменно обратился к секретарю Рязанского обкома А.И. Марфину с просьбой выкупить за государственный счет у матери Сергея Есенина дом и организовать в нём избу-читальню с уголком-выставкой. Шефство над избой-читальней Союз писателей брал на себя, а Екатерину Александровну, сестру Есенина, рекомендовал в качестве начальника.
***
В 1965 году к памятной дате 70-летия со дня рождения Есенина совет министров РСФСР постановил открыть на родине поэта мемориальный музей. В сенях дома на 36-ти квадратных метрах разместили литературную выставку. Музей был открыт при великом стечении народа 2 октября 1965 года. Первую экскурсию провели сестры Есенина. Если в 1966 году музей посетили 20 тысяч человек, то на следующий год в два раза больше, а после прокладки асфальтовой дороги до Константинова число посетителей перевалило за 200 тысяч.
С каждым годом музей расширялся. В 1969 году литературная экспозиция переехала в усадьбу Кашиной. В 1970 году музей стал самостоятельным Литературно-мемориальным музеем, а в 1984 году учрежден Государственный музей-заповедник С.А. Есенина. Первым и самым долголетним (30 лет) его директором был Владимир Астахов, который получил два почетных неофициальных титула — «патриарх есенинских мест» и «рязанский Гейченко».
Интересна история обустройства усадьбы Кашиной. У музея не было никаких документов на усадебный дом, но благодаря случаю Астахову удалось узнать адрес сына Лидии Кашиной и встретиться с ним в Москве. Как истинный интеллигент, Георгий Николаевич заявил, что он против устройства в доме матери какой-либо экспозиции, и его мать, получившую блистательное образование и воспитание, нельзя ставить на один уровень с Есениным. И только после того, как Астахов объяснил ему, что благодаря мужику Есенину, известному во всем мире поэту, память о его матери только выиграет, Кашин сменил гнев на милость.
Узнали мы, что Лидия Кашина после национализации усадьбы уехала в Москву. Там она подружилась с Анной Сноу, и Есенин, видимо, как-то узнал об этом. Сноу в переводе на русский — снег. Так обобщенный образ героини поэмы получил имя Анны Снегиной.
В горнице дома священника Ивана Смирнова за большим столом сидела пожилая женщина, бывший экскурсовод, и запросто, без экскурсионной торопливости и инструктивной сдержанности, отвечала на любые вопросы, сыпавшиеся со всех сторон.
Несомненно одно: Русь пока ещё звенит, и десятки тысяч любителей поэзии Сергея Есенина, отмечающие его 120 день рождения, лучшее тому доказательство.
Михаил Чижов