№117 (2404), 01.11.2015

Экономика

От кареты до ракеты

Нижегородскому заводу «Гидромаш» исполнилось 210 лет

Десятки тысяч нижегородцев ежедневно, плетясь по плотно забитому проспекту Гагарина, волей-неволей обращают внимание на здание со словом «Гидромаш» на крыше, что против университета им. Николая Лобачевского. Посмотрят и забудут в суете каждодневных проблем. А между тем, это одно из старейших промышленных предприятий Нижнего Новгорода с удивительной историей. И я не поручусь, что даже старожилы знают о его трудной и счастливой судьбе.

Фото Юрия Правдина

Ветераны завода, кратко характеризуя историю родного предприятия, говорят так: «От кареты до ракеты». Такой вот путь проделал завод с момента своего пуска. В далеком-предалеком 1805 году московский купец третьей гильдии Петр Ильин основал каретную мастерскую. Вёл он дело ловко и умело и лет через 30 получил право маркировать свою продукцию императорским гербом. Последний символизировал, по сути, знак качества конных экипажей. Помните песню Владимира Высоцкого: «Где твои семнадцать лет? — На Большом Каретном…». Улица эта и названа в честь той самой каретной мастерской, превратившейся со временем в современный завод.

Техническое развитие позволило заводу Ильина сделать своеобразный скачок в небо: с 1915 года он приступил к производству авиационных моторов для самолетов Игоря Сикорского, в частности, для четырёхмоторного самолёта «Илья Муромец» — самого крупного в мире на тот период. После революции завод, управляющим которого стал потомок Петра Ильина, освоил производство автомобильных моторов. По заданию партии и правительства делал автоплуги и даже сконструировал первый советский джип НАМИ-1, подлинник которого находится в гараже музея нынешнего завода «Гидромаш».

В 1933 году судьба завода определилась окончательно: предприятие включили в состав «Глававиапрома» как главного проектировщика шасси для советских самолетов.

В фильме о роли и значении шасси в самолетостроении, что продемонстрировали нижегородским журналистам в музее завода, есть интересные кадры. В Германии, например, чтобы увеличить боевую мощь и летные качества одного из проектируемого самолетов, предлагалось отбрасывать в полете шасси, а затем, после выполнения задания, садиться на «брюхо». Понятно, чем это грозило летчику, потому, подчеркивалось в фильме, главное для полёта не сам полёт, а взлёт и посадка.

В октябре грозного 1941 года, опасаясь за работоспособность такого важного завода, его эвакуировали из Москвы, к которой подступил враг, в город Горький. Сложная и трудоёмкая операция прошла блестяще. Всего лишь 43 дня прошло от выпуска продукции на одном месте до выпуска на другом. За это время двести самолётов скопилось на авиазаводе «Сокол» в ожидании шасси. Часть завода разместили в Канавине, а другую — в мастерских авиационного техникума, что располагался на площади Горького. Упомянутый техникум в 1950 году закончил будущий знаменитый директор завода Владимир Ильич Лузянин, придя в том же году помощником мастера в те самые мастерские. Только в конце 50-х годов завод переехал на нынешнее место.

Процветающее ныне предприятие находится в центре нагорной части города. Много у «Гидромаша» было в недалеком прошлом соседей — тут и оборонный завод «Старт», завод радиоизмерительной аппаратуры (РИАП), что на улице Бекетова, «Орбита» и радиодеталей на улице Нартова. И все соседи в 90-е годы приказали долго жить. Здания по дешевке скупили ловкие дельцы, и сейчас в них то «Миры кож», то «Империи сумок».

Не избежал трудностей в 90-е годы и «Гидромаш». К тому времени он обеспечивал взлётно-посадочными устройствами почти 100% всех выпускаемых самолётов и вертолетов Советского Союза. Пик славы пришёлся на 1988 год, когда работниками завода были спроектированы и смонтированы шасси для космического многоразового корабля «Буран». Вот почему своеобразным девизом служит для заводчан фраза «От кареты до ракеты».

Но вернёмся к 90-м. Самолёты в новой России собирать перестали и оборонный заказ для «Гидромаша» ликвидировали. Чтобы выжить, пришлось делать гидроцилиндры для чувашских тракторов, стиральные машины, но и эти заказы закончились.

Тогда генеральный директор Лузянин покупает микроавтобус, сажает в него специалистов и с ними едет в Германию. Там он путешествует по автобану, построенному от Гамбурга до южных земель. Вдоль этого шоссе стоят основные заводы Германии. Лузянин проявляет себя как отличный дипломат. С делегацией они посещают десятки заводов и говорят, и показывают: «Вот это мы можем делать! Вам нужна наша продукция?»

В 1993 году совместно с немецкой фирмой «Мессершмитт — Бельков — Блом» «Гидромаш» выигрывает тендер Европейского космического агентства на разработку шасси для многоразового космического корабля «Гермес».

Побывали наши и в Швейцарии, где в городе Бюль нашли взаимный интерес с фирмой Liebherr. Через неё впоследствии стали поставлять шасси для самого мощного пассажирского самолета в мире Airbus А-380, длина которого равна длине футбольного поля, а размах крыльев достигает 80 метров. Взаимовыгодное сотрудничество стало таким крепким, что «Гидромаш» вместе со швейцарцами построили завод по производству авиакомпонентов возле поселка Пыра, что рядом с Дзержинском.

Так выживал завод. Теперь это самостоятельное частное предприятие, где работает 3500 человек, не входящее ни в какие-либо концерны, холдинги или группы компаний. Он обеспечивает 80% потребности всех авиапредприятий России в шасси для самолетов и 100% шасси для вертолетов. Среди новейших разработок — шасси к многоцелевому вертолёту Ка-62, истребителю пятого поколения Т-50, пассажирскому лайнеру МС-21.

Чтобы быть на высоте в прямом и переносном смыслах, надо постоянно модернизировать свой станочный парк и другое оборудование. В 2014 году на собственные средства заводом приобретено и пущено в эксплуатацию 17 новых станков, самый высокопроизводительный из которых — металлообрабатывающий центр с ЧПУ, — стоит около трех с половиной миллионов евро. Жаль только, что все эти станки импортные: японские, немецкие, чешские, швейцарские. Даже болванки весом свыше тонны для гидроцилиндров шасси поставляет Франция. Мы, оказывается, сталь ВКС-9 производить не можем.

Модернизация требует огромных средств и, выручка «Гидромаша» несколько упала за последние три года со $114 млн в 2012 году до $84 в 2014-м. И, тем не менее, «Гидромаш», единственный из заводов Нижнего Новгорода, строит ведомственное жильё для своих рабочих. К новому году 77 заводчан получат договоры на новые квартиры.

Сразу видно, что когда у руководства того или иного предприятия находятся деятельные патриоты отечества, успех приходит всегда. Они не в оффшоры гонят деньги, а на перевооружение завода, создание условий для рабочих, как у станка в цеху, так и в доме.

Михаил Чижов