№126 (2413), 01.12.2015

Экономика

Операция по АСКОПлению

Эксперименты над нижегородцами продолжаются

Очень, ну очень хотят городские чиновники, чтобы в Нижнем Новгороде воцарилась автоматическая система контроля оплаты проезда (АСКОП). До такой степени хотят, что готовы к жестким экспериментам над населением. Подопытные нервничают, но эксперименты продолжаются и становятся все более изощренными. Причин здесь может быть две: или мэрия вступила в связь с иллюминатами (скорее всего, контакты происходят через пропавшего Олега Кондрашова), или же, что более примитивно и вероятно, есть установки по закреплению на нижегородском рынке компании, реализующей электронные карты. И не только по закреплению, но и по увеличению ее прибыли. И все бы ничего, но беда в том, что у областной власти иные установки, связанные с другими предприятиями.

 

Фото Анастасии Макарычевой

От желтеньких устройств к сереньким

О том, что система АСКОП должна появиться в Нижнем Новгороде, впервые было озвучено года два назад. Тогда же определились с подрядчиком — фирмой «Новакард», которая занимается изготовлением пластиковых карточек (у которой, правда, не было опыта внедрения подобных систем). Тогда же определились и с маржой для этой фирмы — 7% с каждой поездки. Учитывая, что как минимум полмиллиона нижегородцев ежедневно пользуются муниципальным транспортом, а стоимость одной поездки — 20 рублей, сумма за год набегает не хилая.

Тогда же, в 2013 году, в муниципальном транспорте (в салонах автобусов и троллейбусов) появились валидаторы — большие желтые считывающие устройства, к которым надо прикладывать электронные карты. Нижегородцы оцепенели… Но дальше валидаторов дело не пошло. Сначала чиновники говорили, что система тестируется и обкатывается — и когда, дескать, закончатся сбои, тогда все и начнется. Потом поползли слухи, что возникла проблема с выпуском карт (а их необходимо было сделать более миллиона): то ли «Новакард» не захотел вкладывать столько средств в рисковое дело, то ли просто не смог по причине нехватке средств. Так или иначе, карточки не появились, и желтенькие устройства потихонечку убрали. Первый этап внедрения системы потерпел фиаско, причины которого остались втайне.

Хотя от самой идеи чиновники не отказались. В 2014 году считывающие устройства (правда, не такие громоздкие и не желтые) появились у водителей и кондукторов муниципального транспорта. У них же имеются карточки, которые прикладываются к устройствам, когда пассажир дает деньги за проезд. Дается льготный талон — прикладывается льготная карта. Устройства «проглатывают» информацию и выдают взамен бумажный билетик, который передается пассажиру. Таким образом вполне успешно ведется учет количества пассажиров, в том числе и льготных, ради которого и задумывалась система.

Но проблема в том, что фирма, победившая в конкурсе два года назад и наладившая в конце концов выпуск электронных карт, не получила желаемых объемов. В том же 2014 году начались продажи этих самых карт, но массового характера они не имели. В конце концов кому-то это надоело, кто-то резко захотел, чтобы пассажиры в срочном порядке осовременились, и в октябре этого года городские власти объявили: с 1 ноября бумажные проездные, в том числе и билеты, на муниципальном транспорте действовать не будут. Объявили они это в тот период, когда считывающие устройства есть только у водителей и кондукторов. Стационарные поснимали два года назад.

Люди, тем не менее, поверили властям, и поскольку в муниципальном транспорте катается достаточно большое количество народа, не готового ходить пешком, все рванулись покупать пластиковые карточки. Фирма, выпустившая их в достаточном количестве, не организовала нужного числа пунктов продажи, хоть и была, скорее всего, инициатором объявления о «1 ноября». Это спровоцировало огромные очереди за чипами, в одной из которых, как мы знаем, умер мужчина.

Часть по чину, часть по бумажкам

В последних числах октября стало ясно, что 1 ноября система не заработает: льготники не смогут ездить по электронным картам, которые они добывали кровью и потом. Причина в том, что данный процесс до конца не легализован, а точнее — в постановление областного правительства не внесены изменения, которые сделали бы поездки льготников по чипам законными. Вносить эти изменения областные чиновники не хотят — и на предпоследней гордуме выяснилось, почему.

Оказывается, у городских и областных служащих произошел конфликт из-за пригородных поездок: первые хотят, чтобы льготники ездили по электронным картам, вторые — чтобы по бумажным проездным. По сути, это конфликт не между чиновниками, а между фирмами, распространившими на них свое влияние: с одной стороны — «Ситикарт», с другой — те фирмы, которые реализуют бумажные проездные и имеют от этого приличную прибыль (такие, как «Русская Тройка»). Именно этот конфликт между участниками рынка привел к исчезновению валидаторов, к сумасшедшим очередям и к отмене «1 ноября». Выглядит довольно цинично, но это так.

Уже на этой неделе появилась информация, что стороны договорись между собой: часть пригородных поездок льгонтники будут осуществлять по чипу, часть — по бумажным талончикам. Льготникам это вряд ли понравится, зато все участники рынка останутся с маржой.

Посему объявлен новый срок: бумажные проездные, по словам и.о. сити-менеджера Андрея Черткова, перестанут действовать с 1 января 2016 года. В это уже мало кто верит.

Эксперименты над населением продолжаются.

Хотелось бы заметить, что система АСКОП в том виде, в котором она вводится, не избавит город от затрат на бумагу, потому что считывающие устройства выдают обычные бумажные проездные. И прибыли у убыточного «Нижегородпассажиравтотранса» больше не станет, потому что на транспорте нет турникетов (то есть в салон по-прежнему могут заходить «зайцы»), а «область» после подсчета количества льготников больше денег все равно выделять не будет. А вот прибыль у определенной фирмы, безусловно, увеличится.

Георгий Степанычев