№12 (2443), 06.02.2016

Экономика

Не по вашу Волгу

Завод «Красное Сормово» спустил на воду головное дноуглубительное судно «Соммерс» проекта TSHD 1000

Фото Юлия Горшкова

Уникальный завод, строивший в советские времена на Волге атомные субмарины, которые по реке после постройки своим ходом добирались до большой воды, осваивает новые проекты гражданского судостроения. Подлодки оказалось проще делать прямо у моря, а на нашем нижегородском заводе — производить, к примеру, танкеры и суда класса «река — море», которые во многих странах мира крайне востребованы.

Вот, например, немцы. Есть у них речка Рейн, и по этой речке в год перевозится более 100 млн тонн грузов. А по России — всего 130 млн тонн. Сразу чувствуется контраст? Или лучше цифрами: площадь бассейна реки Рейн — 185 тыс. км2, а площадь бассейна Волги — 1,36 млн км2. А Енисея — 2,58 млн км2.

Но что мы сразу вот так о неудачах? Ведь, кроме шуток, завод «Красное Сормово», а именно его руководство и рабочие, сделали многое, чтоб сохранить такой актив на плаву и развивать его в, выразимся мягко, наши дни.

В 2016 год согласно плану спустят в Волгу еще два танкера и два земснаряда проекта TSHD 1000. Но на заводе говорят, что этот объем крайне недостаточен для загрузки мощностей предприятия и ищут дополнительные заказы, что тоже похвально. Знаете, между чем и диваном не пролетает доллар? Правильно.

Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, чтобы доллар пролетал, встал с дивана и приехал на церемонию спуска судна на воду, которая прошла 29 января. Глава региона заявил, что завод готов к выполнению контрактов по изготовлению любых кораблей, поскольку прошел глубокую модернизацию производственных линий.

«Я помню 2006 год: когда я зашел в цех — в нем работало множество сварщиков — 250 с Украины, 300 с Белоруссии. Сейчас же есть сварочный комплекс, откуда автоматически выходят практически готовые блоки судна, у людей совершенно другие условия труда, производительность и технологии», — подчеркнул Шанцев.

Директор завода Николай Жарков на той же церемонии объяснил журналистам, почему же так важно это судно: «Спуск на воду судна «Соммерс» — знаменательное событие не только для нашего предприятия, но и для всей нижегородской промышленности. Это не простой корабль, это головная модель, судно, которое в нашей стране в такой комплекции строится впервые. Примечательно, что это первое из трех дноуглубительных судов, которые производит наше предприятие в рамках проекта».

Но, несмотря на в общем-то радостную весть (сколько раз уже пытаюсь себя убедить?), хочется кой на чем заострить внимание. Примечательно, что все три судна проекта TSHD 1000 будут работать не на углубление Волги, как можно было б подумать, а обслуживать порты. «Соммерс» уйдет в Петербург, еще два — в Туапсе и Усть-Луге (Ленинградская область).

Выходит, обмелением нашей реки, речным судоходством и судостроением вновь никто не будет заниматься. Хотя река уже не просто просит, она категорически требует, чтобы с ней что-то сделали уже наконец.

Дно почистили, укрепили берега, сделали нормальный судоходный фарватер, чтобы речные трамвайчики с полуметровой осадкой не цепляли дна. В общем, хорошо, что строим уникальные для России кораблики. Плохо, что они куда-то пропадают — во всякие Туапсе и Ленинграды.

подтекст

Дноуглубительные суда проекта TSHD 1000 с объемом трюма 1000 м3 проектируются на класс Российского морского регистра судоходства не ниже KM R1 «Hopper Dredger» Ice1 AUT2. Архитектурно-конструктивный тип судна: самоходное, двухвинтовое, с подруливающим устройством, с надстройкой и ходовой рубкой.

Для расширения области применения (дноуглубительные работы с острым песком и гравием, дноуглубление в ограниченных зонах, у пирсов, экологические дноуглубительные работы) все суда серии предусматривается оснастить подвесным многофункциональным погружным грунтовым насосом типа «DOP 200», в основе которого лежит износостойкий, компактный, мощный грунтовый насос с уплотнением.

Основные характеристики:

• длина наибольшая — 62,6 м,

• длина между перпендикулярами — 58,4 м,

• ширина — 14,0 м,

• осадка в грузу — 4,25 м,

Петр Бычкин

• максимальная глубина разработки грунта — 20 м,

• объём трюма — 1000 м3.