16-02-12

Культурный слой

Восклицательная запятая

Мемориальная доска поэту, прозаику и драматургу Анатолию Мариенгофу будет установлена на Большой Покровской 25 февраля

Московский филолог, публицист и критик Олег Демидов в своей книге о Мариенгофе справедливо заметил: «Писать биографию Анатолия Борисовича — сродни прыжку в воду, не зная глубины и температуры». Книжка Демидова, к слову, должна выйти этой весной. Что до нашего городского пространства — глубину и температуру измеряли четыре осени; и в минувший «литературный год» мемориала поэту-имажинисту ценители изящной словесности в Нижнем Новгороде не увидели.

А.Б. Мариенгоф, 1919 год

Нижегородский контекст

Увидели в другом городе. Первая в России доска нашему земляку была презентована в Пензе, ее установили на здании бывшей гимназии, где Мариенгоф учился (он с перерывами жил в «толстопятой» с 1913 по 1918 гг).

Также в свет вышла книга в серии ЖЗЛ Захара Прилепина «Непохожие поэты»; Захар досконально рассматривает долгий жизненный и литературный путь Мариенгофа.

Что до текущего 2016-го — он, как известно, объявлен «годом кино». Однако Анатолий Борисович и к кинематографу имеет непосредственное отношение: работал заведующим сценарным отделом Пролеткино, в соавторстве с друзьями писал киносценарии. Тематическая актуальность сохранена.

Только это не главное. Главное в следующем: на сегодня недостаток литературных и жизненных сведений «нижегородского периода» Анатолия Борисовича восполнен.

Помимо общероссийского контекста мы теперь можем говорить о Мариенгофе в контексте региональном.

Нижегородском.

По следам Мариенгофа

Известно, что попытки литературоведческой работы в этом направлении предпринимал еще в 1970-х известный горьковский поэт Юрий Адрианов; это частично задокументировано в романе современного нижегородского писателя Олега Рябова «КОГИз»: «По необъяснимой для меня до сих пор причине, заметив друг друга в каком-нибудь публичном месте, мы уходили с Юрой гулять по городу, чтобы часами о чем-то трепаться, о чем-нибудь совсем несущественном. Он показывал мне дом, в котором родился Мариенгоф; балкон-веранду, где жил Велимир Хлебников…»

Однако результаты исследовательской деятельности Юрия Адрианова, как оказалось впоследствии, были неверны, а дом, где жила семья Мариенгофов, нашелся в 2012 году.

Архивные документы тогда развеяли все сомнения.

Конечно, мы сразу поставили вопрос о достоверности интересующих нас сведений в художественных текстах Мариенгофа, равно как и об особенностях читательского восприятия. Последнее рассматривалось не только в контексте мемуарной литературы, но и в прозе и поэзии автора.

Рассматривая роман «Циники» на предмет биографических сведений, констатировали: вмонтированные в уста главного героя авторские воспоминания позволяют понять, что данный текст может быть прочитан и как источник необходимой краеведческой информации. В романе, к примеру, имеется глава, где главный герой предается юношеским воспоминаниям. Приведенный ниже отрывок, как позже выяснилось, является своего рода единственной биографической реминисценцией «нижегородского периода» этой книги.

«Мне шестнадцать лет. Мы живем на даче под Нижним на высоком Окском берегу. В безлунные летние ночи с крутогора широкая река кажется серой веревочкой. На версты сосновый лес. Дерево прямое и длинное, как в первый раз отточенный карандаш. В августе сосны скрипят и плачут. Дача у нас большая, двухэтажная, с башней. Обвязана террасами, верандами, балкончиками. Крыша — веселыми шашками: зелеными, желтыми, красными и голубыми. Окна в резных деревянных мережках, прошивках и ажурной строчке. Аллеи, площадки, башня, комнаты, веранды и террасы заселены несмолкаемым галдежом…»

Под Нижним Новгородом семья Мариенгофов действительно владела дачным участком.

Следует отметить, что на период того времени (конец 1890-х) реальная граница Нижнего Новгорода заканчивалась у истока Арзамасского шоссе (сейчас — пр. Гагарина), а на территории современного городского участка Мыза, что расположен в Приокском районе, согласно нижегородским краеведам, действительно существовали дачные участки.

Культурная запятая

Александра Николаевна Мариенгоф (урожденная Хлопова) — нижегородская купеческая жена Бориса Михайловича Мариенгофа. Их брак был зарегистрирован 26 сентября 1894 года, указано в «Посемейном списке мещан Н. Н. за 1895 год».

В Нижнем Новгороде Александре Николаевне принадлежал деревянный одноэтажный дом с мезонином, находившийся в первой Кремлевской части, как сейчас бы сказали, в самом престижном месте города. В 1910 году его стоимость составляла 301 рубль. Ей же принадлежал деревянный дом на Мызе — третий участок, № 664.

Борис Михайлович Мариенгоф закончил привилегированное учебное заведение в Москве. В 1885 году отбывал воинскую повинность, будучи зачисленным в ратники ополчения. Был перечислен из мещан города Митавы (губернский город Курляндской губернии) в Нижегородское купечество и 4 мая 1894 года новокрещен в Нижнем Новгороде.

Здесь, в центре Нижнего, в красивом купеческом доме и прошли первые 16 лет жизни Мариенгофа. Семья — отец Борис Михайлович, мама Александра Николаевна и младшая сестра Руфина, жила на главной и самой оживленной улице — Большой Покровской.

В Нижнем случилась и первая публикация — небольшое стихотворение было напечатано в журнале «Сфинкс», единственный экземпляр которого Мариенгоф издал вместе с институтцами, обучаясь в третьем классе.

Рядом был и Чернопрудский каток, где он коротал субботние зимние вечера, где для отдыхающих играл духовой оркестр.

Здесь и главный адрес — Большая Покровская, №10 «В». На этом доме и появится замечательная «культурная запятая».

Немного новейшей истории

Вопрос о регулировании установки памятных знаков известным нижегородцам был поднят в администрации и городской думе Нижнего еще в 2013 году.

Заметим, что за последние годы сложилась стихийная практика размещения мемориальных объектов; поэтому данный процесс нуждался в правилах особого регулирования. Все началось с того, что комиссией по местному самоуправлению городской думы Нижнего Новгорода был рассмотрен проект положения «Об общественном совете по увековечиванию памяти выдающихся личностей и исторических событий в Нижнем Новгороде». Согласно данному проекту, при комиссии гордумы по МСУ был создан совет по увековечиванию выдающихся личностей и исторических событий. В него, помимо депутатов, вошли и представителей общественных организаций, научной и культурной общественности.

На первых заседаниях были рассмотрены вопросы увековечивания памяти Андрея Сахарова, Николая Бугрова. С подачи Захара Прилепина — и Анатолия Мариенгофа.

Также согласование комиссии прошел проект установки у Зачатьевской башни нижегородского кремля памятник Петру I.

Факт установления мемориальной доски Мариенгофу — это только начало выполнения масштабной задачи популяризации имен и славных дел заслуженных и известных людей.

В конечном счете реализация данных решений пойдет на пользу имиджу Нижнего Новгорода.

Дмитрий Ларионов