№31 (2462), 25.03.2016
Общество
О цветах жизни и гудроне
Откуда же мог знать нижегородец, под покровом ночи мажущий детскую горку жидким гудроном и посыпая ее битым стеклом, что его деяния, попадающие под статью УК РФ, вызовут светский скандал в самой столице? Знал бы — фрак одел. Такое не каждый век случается.
Фото POPSODAV/NN.RU
Началось все банально. Случай для Нижнего Новгорода вопиющий, как для коммуналки — обрезание веревок с чужим бельем или полпачки соли в суп на общей кухне. Какой-то бездетный любитель тишины, родившийся сразу взрослым, устал от детской беготни по железной горке во дворе. А потому решил уменьшить траффик на дворовом аттракционе посредством ведра жидкого гудрона и мешка битого стекла. Утром население дома № 7а по улице Краснодонцев ахнуло, а на новостных лентах появилось сообщение о вандализме. И казалось бы все: полиция ищет преступника, горку отскоблили от гудрона.
Однако весть о провинциальном вандализме долгим эхом отозвалась среди столичных дам-писательниц, которым, как оказалось, свойственно дышать не только духами и туманами. Божена Рынска в социальной сети поддержала этого одиночного нижегородского борца с детством и даже выразила желание обработать детские площадки крысиным ядом и зарином — видимо, окончательно еще не решила, чем же именно. В принципе, после призыва в своем блоге найти задержавших ее на Триумфальной площади омоновцев, чтобы «выколоть им глаза шилом», предложение травить малышню прямо на детских площадках — очень логичное. Вдруг из них еще и омоновцы вырастут?
Ну, а чтобы читатель соцсети не подумал, что автор книги «Слава Богу, я VIP!» мыслит, как провинциальная чернь, Рынска добавила немного аристократического блеска своим постам: «… до революции дети не ели до определенного возраста со взрослыми за одним столом. Гуляли дети на бульваре с боннами, а не визжали под барскими окнами… Вопить под окнами могла только голытьба. И то, под окнами своими. От барских окон их бы дворник попер».
И вот тут к разговору о барстве присоединилась графиня современной российской литературы, внучка своего деда Татьяна Толстая. Дедуля, кстати, не то чтобы детей от своих барских окон дворником гонял — азбуку им написал со сказками, на которых та же Рынска, наверное, и выросла. Внучка же выразилась в соцсети лаконично, емко и словом не из азбуки: «Божена, вы гнида». Дальнейшее уже касалось не горки в нижегородском дворе, а старых добрых отношений между дамами, которые еще шесть лет назад выясняли между собой, кто из них реальная чернь и обильно сыпали проклятиями.
Насладившись высокими штилями столичных джейн остинов, хотелось помыть глаза и параллельно задуматься, правда ли в нижегородском пространстве витает столько злобы? Мысли об этом вылавливаешь в соцсетях все последние недели.
Город же всегда воспринимался двояко. Он с одной стороны — защита и помощь, а с другой — территория, где сконцентрировано такое, от чего хочется бежать за синь лесов из толстовских сказок. Потому что человек, заливший горку гудроном и битым стеклом, завтра может решить, что резать людей ножом — хорошо. Или вот светской львицей рекомендованный крысиный яд — тоже здорово.
Нижний Новгород недоброжелателен к детям. А вот в развитых европах, откуда тянуть надо не все и не всегда, есть такой термин — child friendly city (CFC), то есть «город, дружелюбный к детям». Понятно, что наши города и к взрослым как-то не очень, но детям еще надо суметь вырасти. ЮНИСЕФ даже ежегодно подводит итоги рейтинга российских городов по европейской системе. И Нижний Новгород еще не осквернил себя успехами на этой ниве.
Кстати, всем сторонникам детских урбанистических гетто вдали от барских окон хочется заметить: концепция дружелюбного города включает в себя принцип свободной игры, то есть free play. И ключевой элемент свободной игры — это возможность играть недалеко от дома.
Город, в котором комфортно ребенку — это мечта для города, в котором некомфортно даже взрослому. Но именно мечта — движущая сила. Отчего бы прямо сейчас, в период низкого бюджета, пуская рукава на заплатки для спины, не выработать городскую программу, а? Любой нижегородец поддержит. Ну, кроме того, с гудроном и стеклом. Или думаете, что когда-то популярная муниципальная программа «Город-сад» работала в период безудержного финансового жирования? Вовсе нет. Но тогда даже компании вкладывали в развитие в города.
Хотите знать, какие российские города были самыми дружелюбными в рейтинге? Вот, например, Петрозаводск. Маленькая столица большой Карелии. Я там была этим летом. Асфальт у них щербатенький, конечно. Потому что бюджет грошовый. Но зелено, много детских и спортивных площадок. Это заметно даже вскользь. Так что если властям не хватает идей — дарим. С барского плеча, естественно.
Юлия Сухонина