№48 (2479), 06.05.2016

Среда обитания

«Кладбищенская зона» за четыре миллиарда

Почему жители «бунтуют» против реконструкции проспекта и почему на ней настаивают власти

Проспект Молодежный стал очередным яблоком раздора между вечно недовольными жителями и областными властями. Жители, как всегда, пытаются не допустить ухудшения условий своего существования. Чиновники, как всегда, пытаются привлечь в регион побольше денег. Нередко эти цели не совпадают, причем компромисса достичь не удается. По всей видимости, реконструкция проспекта — как раз такой случай.

Фото Яндекс.Панорамы

Крюк с заторами

Официально реконструкция проспекта Молодежного призвана обеспечить беспрепятственный и быстрый проезд гостей города от аэропорта до ближайшей к воздушным воротам станции метро «Парк культуры». Затевается все это под соусом подготовки к чемпионату мира.

В самом деле, к 2018 году будут построены стадион, станция «Стрелка» (то есть сеть метрополитена подберется вплотную к этому стадиону), завершатся работы по «доводке» нового терминала аэропорта… Остается очевидный пробел — дорога от аэропорта до метро, которой пока, собственно говоря, нет.

Чтобы добраться от воздушных ворот до «Парка культуры», автомобилистам приходится делать крюк, а именно съезжать по улице Безводной (иной дороги от аэропорта нет, что уже неправильно), потом стоять в заторе на перекрестке с Ореховской в районе поселка Мостоотряда (где еще и железнодорожный переезд), ехать по Южному шоссе, сворачивать на Веденяпина и, преодолев пересечение с Лескова, выезжать на тройной перекресток, чтобы подобраться к метро со стороны площади Киселева.

В обычном режиме это более-менее удается, хотя как минимум в двух пробках все равно приходится стоять, но в режиме бешеного наплыва бешеных футбольных фатов весь этот участок Автозаводского района обречен на «великое стояние», а фанаты могут и не поспеть к матчам. Поэтому предлагается фактически сделать еще одну дорогу — от аэропорта к тому участку проспекта Молодежного, который расположен возле СНТ (садового некоммерческого товарищества) Учителей. А чтобы на пересечении этой новой дороги с проспектом не было заторов, придется заняться расширением проспекта.

Казалось бы, все логично, и необходимость реализации данных планов очевидна. Весь вопрос в том, какой ценой они должны быть реализованы. Все-таки четыре миллиарда (а именно столько выделяет Москва на дорогу от аэропорта до метро) — деньги по региональным меркам немалые. И именно размер суммы порождает неофициальную цель, которую преследуют сегодня власти: любой ценой взять эти деньги, удержать их в регионе, отбить проект от всевозможных нападок.

Что поглотят экраны

На сегодняшний день готов проект новой дороги от аэропорта до метро, его выполнила московская организация «Гипростроймост». Завершены также торги (это произошло буквально на днях): чиновники определились с генеральным подрядчиком, который предложил наименьшую сумму — вместо 4 млрд 187 млн 463 тысяч рублей (это была начальная цена контракта) 3 млрд 831 млн 528 тысяч рублей. «Экономия», таким образом, составила 355 миллионов. На эти деньги подрядчик должен будет:

• Выполнить рабочий проект;

• Построить дорогу от аэропорта до проспекта Молодежного, которая пройдет вдоль памятника природы «Смирновские дачи» и вдоль садовых участков;

• Расширить проспект Молодежный от СНТ Учителей до площади Киселева.

Реализация данных планов неизбежно будет сопряжена с несколькими негативными последствиями. Во-первых, строителям придется снести 67 садовых участков — по этим территориям пройдет новая дорога вместе с необходимыми коммуникациями.

Во-вторых, расширенный проспект приблизится к расположенным вдоль него домам, что усугубит влияние дороги на жителей: больше шума, больше выхлопных газов (при увеличении интенсивности движения) и так далее. В-третьих, увеличенный транспортный поток «упрется» в тройной перекресток на площади Киселева — там напрашивается виадук, но проблема развязки в рамках реализации проекта решена не будет.

Почти на все эти острые вопросы у чиновников и проектантов есть готовые проектные решения. Так, садовые участки будут выкуплены по рыночной цене — правда, конкретная стоимость пока не озвучена, так как идет оценка. Садоводы об этом знают и внимательно отслеживают ситуацию.

Между домами и проспектом предполагается сделать так называемые шумозащитные экраны — сначала прозрачные, но со временем дорога придаст им, конечно же, характерную окраску. Кроме того, фасады домов будут снабжены специальными экоокнами с вентиляторами — это против пыли и дорожных газов. Насколько все это спасет жителей — вопрос открыт. Но сама необходимость таких мер уже говорит о том, что условия проживания в данных домах будут ухудшены. Это надо честно признать.

Проектировщик начал было говорить на слушаниях, что в Москве большие магистрали расположены на таком же расстоянии от домов, и там тоже стоят шумозащитные экраны — и жители ничего, не жалуются… Но участники слушаний заявили, что они не в Москве — не тот уровень жизни, не та атмосфера, да и не хотят они такого столичного лоска без остальных столичных благ.

Что же касается развязки на площади Киселева, то чиновники обещают ей заняться, но не в рамках проекта. Не сейчас, потом. Конкретных сроков, естественно, не называется.

Берем деньги или не берем?

Жители, изучившие данную информацию, условно разделились на две группы. Первая группа понимает необходимость проекта, интересуется, нельзя ли провести дорогу чуть иначе (например, не по вот этим конкретно садам), получает ответ, что нельзя — и на том успокаивается. Вторая группа (по большей части это жители домов вдоль Молодежного) категорически не согласна с проектом.

Эти люди не хотят приближения к себе оживленной магистрали, считая, что тем самым будут резко ухудшены условия их существования и что никакие экраны их не спасут. Данная группа настаивает на отказе от проекта, предлагая вместо него не строить новую трассу и не расширять Молодежный, а заняться развязками существующих уже дорог — в таком случае сегодняшние транспортные проблемы частично сойдут на нет, новых же проблем не прибавится.

Федеральные средства имеют конкретную цель, и изменить ее невозможно: или регион берет миллиарды под Молодежный, или не берет вообще

Проект же предполагает (при отсутствии виадука у площади Киселева) создание новой транспортной проблемы. Но чиновники и проектанты на слушаниях категоричны: дана команда сверху делать все по плану «А», и хотите вы или нет — проект будет реализован. Эта позиция была подтверждена после проведения вторых общественных слушаний: торги в очередной раз были объявлены фактически без учета мнения большинства участников обсуждения.

Аукцион признан состоявшимся только с третьего раза: предыдущие попытки чиновников выбрать генподрядчика заканчивались претензиями со стороны УФАС и отменой торгов. В УФАС же обращался активист проекта «Честные закупки» Александр Кулаков, который встал на сторону жителей и даже предложил перебросить выделяемые четыре миллиарда на ремонт Молитовского моста и других дорог.

Предложение заранее было обречено, поскольку федеральные средства имеют конкретную цель, и изменить ее невозможно: или регион берет миллиарды под Молодежный, или не берет вообще. Вместе с тем, предложение Кулакова жители подхватили и озвучили его как требование на шествии против расширения проспекта. Но ни шествие, ни горячие выступления на слушаниях не оказали влияния на ситуацию, а отмены торгов лишь оттянули исход.

Аукцион состоялся, и в текущем месяце будет подписан контракт с генподрядчиком. Необходимость доставлять болельщиков от аэропорта до метро и желание чиновников взять выделяемые Москвой четыре миллиарда перевесили протест группы жителей. Остается надеяться, что в скором времени будет построена развязка у площади Киселева — иначе расширение Молодежного может усугубить транспортную ситуацию, а не улучшить ее.

Георгий Степанычев