№17 (56), 26.07.2007
Среда обитания
Парк Коммерческого периода
Думаю, нет ни одного жителя Ленинского района, который бы не бывал в парке «Дубки», и ни одного нижегородца, который бы не слышал о нем. Этот парк являет, может быть, последнюю в городе дубраву, где вместе с двухсотлетними дубами и лиственницами растут ясени, липы и другие ценные породы деревьев. Но главное, поистине жизненное, значение «Дубков» для местного населения заключается в том, что этот лесной массив образует «легкие» Ленинского района. Той части Нижнего Новгорода, где уже сейчас, ввиду работы семи близлежащих заводов и напряженного движения по проспекту Ленина, воздух в несколько раз хуже, чем в других районах нашего города. Города, в котором количество зеленых насаждений на одного жителя в 4 раза меньше утвержденной в России нормы.
Не случайно парк «Дубки» является одним из любимых мест для прогулок мам с детскими колясками, стариков со своими внуками, а также проведения уроков физкультуры и соревнований учеников соседних школ. Правда, есть у «Дубков» и другие обитатели, не красящие местный пейзаж. После ликвидации администрации парка и преобразования дома культуры «Румо» в ночной клуб «Каир» обстановка в этом месте, особенно в вечернее время, ухудшилась. Территория, прилегающая к веселому заведению, стала пристанищем наркоманов, а также местом охоты на клиентов для хулиганов и проституток. Здравый смысл подсказывал главе города и его чиновникам заняться благоустройством парка и наведением порядка в нем. Но власти Нижнего Новгорода задумали провернуть коммерческую сделку.
В это время ООО «Рубикон», входящее в группу компаний «Время» (Самара), подало в нижегородскую городскую администрацию заявку на выделение участка под строительство торгово-развлекательного комплекса «Парк-Хаус». Из предложенных девяти участков кампания выбрала один, находящийся на пересечении городских магистралей, рядом со станцией метро «Пролетарская», то есть парк «Дубки». Первоначально, по проекту, весь комплекс со зданием и парковкой должен был занять три четверти общей площади парка. Жителям района оставляли «на память» самый убогий участок массива вдоль грязной речонки Борзовки. При этом инициаторы строительства называли фактическую вырубку дубравы «проектом благоустройства парка», а смету на строительство — расходами «на озеленение парка». Активные протесты граждан, а также действия прокуратуры Нижнего Новгорода, несколько раз отменявшей решения властей, побудили мэра города Вадима Булавинова и его подчиненных сменить тактику.
Действия городских чиновников и примкнувших к ним депутатов городской думы в ситуации вокруг «Дубков» чем-то похожи на манипуляции начинающих «наперсточников». Встретив сопротивление нижегородцев, которые встали на защиту парка, сотрудники городской и районной администрации пустили в ход средства, что применяют люди, следующие правилу «я начальник — ты дурак». Например, вскоре после того, как коммерческие планы в отношении «Дубков» получили огласку, чиновники начали создавать негативный образ парка, чтобы представить его уничтожение чуть ли не как исполнение наказов… местных жителей. В качестве таковых, как правило, выступали подставные лица, которые часто разоблачались на встречах с общественностью.
Ратуя на словах за благоустройство «Дубков», городские и районные власти на деле проводили политику «чем хуже, тем лучше», не выделяя ни копейки на его благоустройство и саботируя действия добровольцев по расчистке и озеленению парка. Так, когда весной 2006 года часть депутатов городской думы вместе с членами общества охраны природы планировали провести в парке посадку новых дубков, из мэрии последовал звонок, запрещающий проводить на этой территории действия по ее уборке и благоустройству. Правда, весной этого года, когда ситуация вокруг «Дубков» оказалась в центре внимания горожан, сотрудники городской администрации во главе с Сергеем Гладышевым, провели в парке образцово-показательный субботник. Во время сбора мусора один из чиновников, по словам вице-мэра, даже пострадал, уколовшись о найденный шприц. Эта находка, очевидно, должна была свидетельствовать о запущенном состоянии «Дубков», которые может спасти лишь их коммерческая застройка. Примечательно, что вице-мэру по социальным вопросам даже не пришла в голову мысль о том, что городские власти отвечают за состояние парков в городе.
В истории с «Дубками» г-н Гладышев явил собой символ отчуждения власти от народа. Это было видно, когда он во главе группы чиновников и доверенных лиц приходил на встречи с местными жителями, дабы объяснить необходимость «реконструкции» парка. Каждый раз, видя, что большинство пришедших составляют противники этой затеи властей, вице-мэр, вместо того чтобы приводить аргументы, либо ссылался на неподготовленность данного вопроса, либо ретировался с места событий, предпочитая выходу из школьного зала бегство по запасной лестнице. Но это были, по крайней мере, попытки хотя и бездушного, однако, прямого общения чиновника с людьми. Татьяна Беспалова, недавно назначенная вице-мэром по социальным вопросам, во всем, что касается парка «Дубки», пока не замечена даже в контактах такого рода.
Особого внимания заслуживают действия мэра Нижнего Вадима Булавинова. Месяц назад он провел через городскую думу решение об изменении назначения территории, занимаемой парком «Дубки», с зоны парков на зону обслуживания и деловой активности. Прокуратура Нижнего Новгорода вскоре направила в суд заявление о признании этого постановления депутатов недействующим. Знакомя с данными экологического обследования «Дубков», в котором, по его словам, подробно описано каждое дерево, мэр заявил, что, поскольку ситуация вокруг парка «политизирована», прокуратура «не должна вмешиваться в политику». Поистине, удивительный человек этот Булавинов! Сам признает наличие политики в данном деле, однако хочет, чтобы решение принималось только в кругу «своих». И потом, если к судьбе «Дубков» городские власти подходят с коммерческой точки зрения, почему в это нельзя вмешиваться прокуратуре, которая призвана, в частности, отделять коммерческие интересы отдельных чиновников от социальных интересов населения в целом?
Г-н Булавинов отметился еще одним заявлением. Он сообщил, что администрация города намерена обратиться в Инвестиционный совет при главе области с просьбой не разрешать строительство торговых центров на месте городских парков и бульваров. «Мы строим бульвары и парки, выделяем на них бюджетные средства, но не для того, чтобы там строили торговые центры», — сказал мэр. При всей комичности желания Булавинова предстать в роли «главного эколога» в Нижнем, его заявление говорит о попытке городских властей переложить вину за уничтожение парков, бульваров, а также садов, идущих под бульдозер строителей, на областные власти. Конечно, вряд ли губернатор Шанцев в период строительного бума принимает судьбу городской флоры ближе к сердцу, чем мэр Булавинов. Но в свете истории парка «Дубки» ожидание мэра, что нижегородцы поддержат городские власти в намерении закрепить земли бульваров и парков в свою собственность, выглядит, по меньшей мере, наивно.