№17 (56), 26.07.2007

Политика

Виктор Лунин: математический, а не политический расчет

26 июля состоится второе заседание Законодательного собрания Нижегородской области под председательством спикера Виктора Лунина. Как он стартовал, можно ли сделать первичный анализ его политического мировоззрения? Пожалуй, да.

26 июля состоится второе заседание Законодательного собрания Нижегородской области под председательством спикера Виктора Лунина. Как он стартовал, можно ли сделать первичный анализ его политического мировоззрения? Пожалуй, да.

Впервые о возможности Виктора Лунина занять пост спикера ЗС НО кулуарно заговорили в конце ноября 2005 года. Тогда распространился слух о переходе спикера Евгения Люлина на пост заместителя к полпреду президента в ПФО Александру Коновалову. На столе у губернатора Валерия Шанцева оказался список из четырех фамилий претендентов на пост председателя ЗС НО. И первой в этом списке была фамилия Лунина, которого подпирали нынешний заместитель председателя Заксобрания Валерий Анисимов и Вадим Воробьев. Многие тогда сомневались в том, что лидеры депутатского мнения Лунин и Воробьев согласятся перейти на работу в Законодательное собрание. Больше шансов было у Николая Карманова. Но вопрос рассосался: у Люлина с переходом в полпредство что-то не сложилось.

Сразу после выборов нового состава Законодательного собрания в марте 2006 года Евгений Люлин начал искать себе преемника. Виктору Лунину был предложен пост заместителя спикера, на который он… не согласился.

Ему говорили о том, что долгой и сложной работой в Сбербанке он заслужил себе тихую заводь Заксобрания, тем более что впереди маячила перспектива председательства в региональном парламенте. И тут Лунин проявил качество опытного банкира и финансиста. В ход пошли не политические, а математические расчеты. С одной стороны, неумолимо приближается 2008 год, а в Сбербанке суровая, почти армейская система — наступил пенсионный возраст, и, несмотря на заслуги, хорошее здоровье и энергию, надо уходить. Лунину не хватало двух лет стажа госслужбы для получения наивысшей пенсии. Вроде бы можно вернуться в коридоры власти. С другой стороны — большая потеря в зарплате и не только: известно, что топ-менеджеры в банковской схеме имеют возможности брать беспроцентные кредиты. А как только покинешь пост, пойдут проценты, как для простых смертных. Говорят, что примерно полгода обговаривались эти вопросы, и только потом Лунин согласился перейти на работу в ЗС НО.

Понятно, что Виктор Лунин пришел в парламент с продуманной линией поведения и без политических амбиций: в марте 2011 года он сможет наконец-то сосредоточиться на любимой рыбной ловле. Собственно, эту линию поведения Лунин и начал реализовывать с первых дней работы в областном парламенте.

Во-первых, это минимум личного пиара. Он практически дает не интервью, а комментарии по отдельным вопросам, направляет журналистов к коллегам, которые специализируются по профильной тематике. Этот подход Лунина должен понравиться окружению губернатора Шанцева: на небе может быть только одно солнце. Во-вторых, Виктор Лунин отказался от роли консолидатора депутатов. Он предпочел роль первого среди равных (эту позицию многие годы занимает в нижегородской гордуме Иван Карнилин). Лунин не втолковывает депутатам, что и как надо делать, а слушает их, суммирует мнения и отталкивается от этого в своей позиции. В третьих, в отношениях с губернатором и правительством новый спикер выбрал тактику конструктива. Все законопроекты, которые вносятся губернатором, будут в обязательном порядке приниматься в первом чтении. И лишь потом будут уже не концептуальные, а локальные споры по отдельным положениям законопроекта. Известно, что сам Лунин — один из лучших специалистов в сфере бюджетной работы. Эта работа начнется в октябре, а то и в сентябре этого года. Тут и наступит момент истины: бюджет пройдет через детальную ревизию или «как всегда»? В четвертых, Лунин наверняка является противником напряженных отношений с губернатором, но не против аргументированных наездов на отдельных министров. Не исключено, что кого-то из чиновников скоро принесут в жертву депутатам, которые совсем сникли и не очень активно работают. Тем более летом.

Это о принципах. Сейчас же Виктор Лунин глубже погружается в законотворческую работу. Встречается с депутатами, с аппаратом Законодательного собрания, посещает комитеты, предприятия и районы, гордуму. Он больше вникает в детали, чем его предшественник. Говорят, что он тщательно выстраивает приоритеты с точки зрения повышения жизненного уровня нижегородцев.

Можно сказать, что Виктор Лунин тщательно готовится к тому, чего от него ждут: на равных с правительством выглядеть в бюджетных вопросах. Тем более что у правительства Нижегородской области намечается первый сбой. Губернатор Шанцев указал цель — увеличить доходную часть бюджета в 2007 году до 70 миллиардов рублей. По первому полугодию это повышенное обязательство не выполнено. Промышленность области уже зачихала и два-три миллиарда может не додать. Кроме того, появились совсем уж чудесные слухи. Якобы современные технологии позволяют на треть накачивать бюджет «из воздуха».

Их нужно опровергнуть или доказать. В любом случае, супероптимистичный взгляд правительства на ближайшие перспективы может быть пересмотрен, и это вызовет первые реальные трения между исполнительной и законодательной ветвями власти. На время спикера Люлина пришелся двухлетний срок быстрого роста доходов бюджета с использованием старой налогооблагаемой базы, а на три с половиной года спикерства Лунина, похоже, придется этап плавного роста (или даже шанцевского застоя) с необходимостью внедрять новые инвестиционные проекты не на словах, а на деле. До сих пор депутаты с открытыми ртами слушали губернатора. Наступает пора работать на равных с командой Шанцева и спрашивать с нее по полной программе. Не из политических, а из экономических соображений.

Виктор Деменев